Найти тему

Командир «Уссурийца». Колчак понимал: карьера делается на флоте

Командирская служба Колчака, которая в итоге вознесла его на вершину флотской карьеры, складывалась весьма непросто. В 1904 году, во время обороны Порт-Артура, лейтенант Колчак командовал эскад­ренным миноносцем «Сердитый», в 1908 – 1909 годах в чине капитана 2‑го ранга — строящимся ледокольным транспортом «Вайгач», на котором совершил плавание во Владивосток и в Берингов пролив в 1910 году. #INJECT_1# В перерывах между походами была служба в недавно созданном Морском генеральном штабе. Со временем она стала тяготить Колчака, и он воспользовался предложением вице-адмирала Николая фон Эссена перейти на Балтийский флот. В апреле 1912 года Колчака назначили командиром эскад­ренного миноносца «Уссуриец». Тем самым он, по сути, опустился на ступень ниже своей должности начальника 1‑й оперативной части Морского генштаба, однако он понимал, что карьера делается на флоте. «Уссурийцем» Колчак командовал чуть больше года. Служба была рутинной: ремонты, походы по Финскому заливу, в том числе в Кронштадт, Петербург, Ревель, Гельсингфорс, учебные стрельбы, снова ремонты… Случались и происшествия. Интересные детали удалось узнать, изучая вахтенные журналы этого корабля, хранящиеся в РГАВМФ. К примеру, в сентябре 1912 года «Уссуриец» совершил заграничный поход в Данию в составе эскадры кораблей Балтийского флота, сопровождая яхту «Полярная звезда». На ней вдовствующая императрица Мария Федоровна отправилась навестить родственников в Копенгагене. По прибытии в датскую столицу команда получила увольнительную. А когда она вернулась на борт, одного члена экипажа недосчитались. Беглецом оказался кочегар 1‑й статьи С. М. Мистренко. Забегая вперед: через год, когда «Уссуриец» вновь прибыл в Копенгаген, Мистренко вернулся. Общий корабельный суд приговорил его к 8 месяцам военно-исправительной тюрьмы и лишил звания кочегара. Однако затем учел его явку с повинной и посчитал, что на подсудимого распространяется действие «Высочайшего манифеста» от 21 февраля 1913 года, данного в день 300‑летия царствования дома Романовых и провозгласившего «облегчение участи виновных». Так что подсудимый был освобожден от наказания. Весной 1913 года Колчаку пришлось изрядно понервничать в связи с тем, что штаб Минной дивизии затребовал отчетность за 1912 год. Ему в те дни было явно не до того, поскольку 4 апреля в Петербурге скончался его отец — отставной генерал-майор Василий Иванович Колчак. Александру Васильевичу об этом телеграммой сообщила сестра Екатерина. Колчак срочно выехал в столицу. Отца отпевали в Петербурге в Суворовской церкви, рядом с домом, где он жил вместе с семьей дочери. Похоронили его на Успенском кладбище в селе Мурзинка за Невской заставой (погост был уничтожен в 1960‑х годах, ныне на его месте жилая застройка), рядом с могилами жены и внучки Танечки (дочери Александра и Софьи Колчак)… После возвращения в Либаву Колчаку пришлось немедленно выходить в море: нужна была экстренная помощь портовому пароходу «Могучий», севшему на мель у небольшого острова Руно в Рижском заливе (ныне остров Рухну). В мае 1913 года Колчак сдал «Уссуриец» капитану 2‑го ранга Александру Развозову и был назначен командиром эскадренного миноносца «Пограничник». Там его служба складывалась более успешно. В конце июня 1913 года, после учебно-показательных постановок мин в финских шхерах, на борту «Пограничника» собрались император Николай II со свитой, морской министр Иван Григорович и Николай фон Эссен, в ту пору командующий морскими силами Балтийского моря. Государь остался доволен состоянием команд и судов, Колчаку и другим командирам кораблей было объявлено «именное монаршее благоволение». В декабре того же года «за отличие по службе» Колчака произвели в капитаны 1‑го ранга и вскоре назначили «исправляющим должность» начальника оперативного отдела штаба командующего морскими силами на Балтике. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашеминтернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в«Дзен».