Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

В Крыму продаётся прекрасная Шкода, но есть нюанс

Вы догадались, в чём этот нюанс? Да! Это - троллейбус! Я думаю, многие из вас знают, что они тоже являлись продукцией завода Шкода наряду с автомобилями, грузовиками, автобусами и локомотивами - разностороннее предприятие, что тут сказать!

В этот раз речь пойдёт о троллейбусе Шкода 9Тр. И пусть вас не смущает, что канал со статьёй про троллейбус называется "Блог ЖД Фотографа": посмотрите другой контент и убедитесь сами, что троллейбусы у меня - гости довольно редкие.

А Шкода 9Тр - это милая серия кругломордых троллейбусов, которая выпускалась почти 20 лет - с 1961 по 1982. Их было много различных модификаций, которые несущественно отличались друг от друга - например, количеством дверей, а всего было построено 7372 троллейбуса.

transphoto.org
transphoto.org

Давайте только не будем лезть в технические характеристики, хорошо? Пассажировместимость, мощность двигателя и какой тип якорной обмотки в нём применяется - так ли это важно? Гораздо интереснее пробежаться по географии эксплуатации милых пухляшей, а она у них не была такой уж обширной.

Так, на территорию РСФСР они вообще не поставлялись, ведь там за глаза хватало продукции завода имени Урицкого - ЗИУ-5 и ЗИУ-9. Конечно, я могу и ошибаться, но мне нигде не попадались свидетельства их пребывания у нас. А вот где они точно эксплуатировались - так это в прибалтийских столицах, но отдельным столпом стоит Украинская ССР. Например, в Киеве было целых 1220 таких троллейбусов, а многие из них ещё и сцеплялись в троллейбусные поезда по аналогии с трамваями - представляете, как круто? Между прочим, такая технология практиковалась аж до 2013 года у нас в Краснодаре, но к сожалению, последний такой поезд был бездарно отправлен в металлоприёмник. А почему? А потому что не было моего блога, и руководству города просто неоткуда было узнать о ценности такого "поезда".

Троллейбусный поезд из Шкод в Киеве, фото из википедии
Троллейбусный поезд из Шкод в Киеве, фото из википедии

Вы не поверите, но даже сейчас в Украине осталось несколько Шкод 9Тр. Например, в городе Ровно сохранено целых пять пассажирских машин! Круто, конечно, правда регулярно на маршруты они не выходят, а выполняют роль резерва на случай поломки какого-то другого троллейбуса на линии. Желаю городу Ровно сохранить эти пять машин, ведь когда наступит мир, желающие на них прокатиться обязательно будут.

Скриншот из видео. Youtube-канал Максим Вдовиченко, Шкода 9Тр в Ровно, 2021 год
Скриншот из видео. Youtube-канал Максим Вдовиченко, Шкода 9Тр в Ровно, 2021 год

Какое-то количество троллейбусов сохранено в виде так называемых "техничек". Например, в троллейбусном парке Алушты есть машина 1968 года выпуска, превращённая в "кабриолет" - ей для служебных нужд обрезали заднюю часть кузова, вероятно, чтобы грузить туда тяжёлые грузы с помощью крана-балки. Хотели бы вы себе такой "кабриолет"? Я надеюсь, руководство Крымтроллейбуса осознаёт историческую ценность данной машины и сдавать её на металлолом не собирается.

Фото: Guaglione, transphoto.org
Фото: Guaglione, transphoto.org

На территории Крыма Шкоды долгое время были основным типом подвижного состава, но с приходом туда России старенькие троллейбусы постепенно были заменены современными низкопольными и совсем не харизматичными "Мегаполисами". Последние пассажирские Шкоды исчезли примерно в 2017-2018 году (знаете точный день последнего выхода Шкоды на пасажирский маршрут - пишите).

Это вам не Шкода. Это обычный троллейбус, который обыватель не отличит от десятков других современных троллейбусов.
Это вам не Шкода. Это обычный троллейбус, который обыватель не отличит от десятков других современных троллейбусов.

Тем не менее, на территории Крыма до сих пор можно увидеть этих милылых пухляшей! Во-первых, уже упомянутые "технички", а во-вторых, довольно много машин расставлены по территории полуострова в разных местах.

Хотите купить один из них? Тогда вот вам отличная возможность: всего за 700 000 рублей вы можете вместо масштабной модельки купить в свою коллекцию самый настоящий троллейбус! Хотите - сделайте из него сарай для лопат и граблей. Хотите - запихните в него всю свою коллекцию велосипедов. Хотите - поставьте на территорию фуд-молла рядом с мусорными баками. Хотите - купите к нему запчастей на такую же сумму, сделайте ходовой экземпляр и зарабатывайте деньги, катая на исторической машине гостей города. Выбор за вами!

И всё-таки, это не ЗИУ-682Г, а Шкода. Странная консперация у автора объявления, надеюсь, я не испортил ему всю малину своей статьёй.
И всё-таки, это не ЗИУ-682Г, а Шкода. Странная консперация у автора объявления, надеюсь, я не испортил ему всю малину своей статьёй.

И ведь машина-то вполне неплохая! Посмотрите: краска выгорела, но вроде не сыпется хлопьями, колёса, шины, штанги, стёкла - всё на месте. Не каждый троллейбус, отставленный от работы, может похвастасться такой роскошью! Согласитесь, это уже тянет на самобытный дачный сарайчик.

-7

Но постойте, а где же задняя дверь и заднее окошко? История умалчивает, а я лишь рискну предположить, что машина в какой-то момент была частично переоборудована в техничку.

-8

А вот до ходового аппарата тут явно далековато - приборная панель куда-то подевалась в полном составе. Ума не приложу, кто мог стащить спидометр и амперметры с вольтметрами, кому могло понадобиться такое старьё? Вам вот нужен старый амперметр? То-то и оно.

-9

Зато салон вполне неплох, хотя и не опрятен. И не надо ворчать, что тут мусорно и захламлено, вы на свой балкон сначала посмотрите! Пара часов уборки - и будет шикарный зал для просмотра кино: осталось только установить огромный монитор на водительскую перегородку. Непонятно, правда, все ли сидения вообще остались в троллейбусе, но думается мне, в Крыму пока что не проблема найти такие же и поставить на место сидений, павших смертью храбрых.

-10

На борту троллейбуса красуется номер 3706. По базам ГИБДД России пробить бывшую украинскую машину нам вряд ли не удастся, зато я знаю, к какой базе стоит обратиться, чтобы узнать его историю, а также знаю его настоящий бортовой номер. Не спрашивайте, откуда. Итак, вот он - сервис, где можно "пробить по номерам" почти любой троллейбус в мире!

-11

Что мы видим? А видим мы, что модель этого троллейбуса - Skoda 9Tr15 (что означает это 15?) построен он в 1970 году и сразу поступил в Симферополь, где возил пассажиров, а примерно в 1994 году стал "техничкой". Свой нынешний облик без двери и заднего окошка троллейбус обрёл примерно в 2010 году. В 2018-м его поставили под забор, а в 2021 - списали с баланса и каким-то чудом не сдали на металлолом, за что - спасибо!

Последнее фото троллейбуса живьём. Guaglione, transphoto.org, 2015 г.
Последнее фото троллейбуса живьём. Guaglione, transphoto.org, 2015 г.

Но зачем же перед списанием троллейбусам 004 и 3706 поменяли местами бортовые номера? Ладно, не ломайте голову, ведь какая, в сущности, разница? Если у вас есть лишние 700 тысяч, есть ангар или хотя бы земельный участок, если есть любовь к троллейбусам, то пределённо - надо брать. А если нет - просто проходите мимо, полюбовавшись прекрасной и такой чарующей транспортной эстетикой 1960-х. Эх, как же жаль, что вся современная техника делается безликой и примерно одинаковой - что троллейбусы, что поезда, что автомобили. Ушла прекрасная эпоха! Ушла и не планирует возвращаться.

Шкода 9Тр как серия троллейбусов заслуживает оценки 10 ЛиАЗов-677 из 10. Его круглую глазастенькую мордаху ни с чем не спутаешь, ну разве что - с ЗИУ-5 они отдалённо похожи. Мне жаль, что эти милые самобытные красивые троллейбусы ушли с крымских маршрутов. И знаете, что? У властей Крыма есть прекрасная возможность восстановить не один и не два таких троллейбуса и вновь выпустить их на маршруты в качестве дополнения к современным машинам. Представляете, какой изюминкой Крыма смогут стать эти очаровашки из старой Чехословакии? Да одни только транспортные фанаты со Всей России в погоне за этими Шкодами понавезут в Крым столько туристических денег, что с лихвой хватит и на содержание, и на восстановление дополнительных машин, главное - направить финансовые потоки в нужные русла.

С вами был Блог ЖД Фотографа! Понравилось? Ткните лайк. Есть, что возразить? Пишите комментарий. Хотите узнать о новых публикациях? Подпишитесь! А за прочтение - спасибо.

До новых встреч!

От троллейбусов к политике или почему нужно ходить на выборы.
Блог ЖД фотографа27 августа 2021