Вы догадались, в чём этот нюанс? Да! Это - троллейбус! Я думаю, многие из вас знают, что они тоже являлись продукцией завода Шкода наряду с автомобилями, грузовиками, автобусами и локомотивами - разностороннее предприятие, что тут сказать!
В этот раз речь пойдёт о троллейбусе Шкода 9Тр. И пусть вас не смущает, что канал со статьёй про троллейбус называется "Блог ЖД Фотографа": посмотрите другой контент и убедитесь сами, что троллейбусы у меня - гости довольно редкие.
А Шкода 9Тр - это милая серия кругломордых троллейбусов, которая выпускалась почти 20 лет - с 1961 по 1982. Их было много различных модификаций, которые несущественно отличались друг от друга - например, количеством дверей, а всего было построено 7372 троллейбуса.
Давайте только не будем лезть в технические характеристики, хорошо? Пассажировместимость, мощность двигателя и какой тип якорной обмотки в нём применяется - так ли это важно? Гораздо интереснее пробежаться по географии эксплуатации милых пухляшей, а она у них не была такой уж обширной.
Так, на территорию РСФСР они вообще не поставлялись, ведь там за глаза хватало продукции завода имени Урицкого - ЗИУ-5 и ЗИУ-9. Конечно, я могу и ошибаться, но мне нигде не попадались свидетельства их пребывания у нас. А вот где они точно эксплуатировались - так это в прибалтийских столицах, но отдельным столпом стоит Украинская ССР. Например, в Киеве было целых 1220 таких троллейбусов, а многие из них ещё и сцеплялись в троллейбусные поезда по аналогии с трамваями - представляете, как круто? Между прочим, такая технология практиковалась аж до 2013 года у нас в Краснодаре, но к сожалению, последний такой поезд был бездарно отправлен в металлоприёмник. А почему? А потому что не было моего блога, и руководству города просто неоткуда было узнать о ценности такого "поезда".
Вы не поверите, но даже сейчас в Украине осталось несколько Шкод 9Тр. Например, в городе Ровно сохранено целых пять пассажирских машин! Круто, конечно, правда регулярно на маршруты они не выходят, а выполняют роль резерва на случай поломки какого-то другого троллейбуса на линии. Желаю городу Ровно сохранить эти пять машин, ведь когда наступит мир, желающие на них прокатиться обязательно будут.
Какое-то количество троллейбусов сохранено в виде так называемых "техничек". Например, в троллейбусном парке Алушты есть машина 1968 года выпуска, превращённая в "кабриолет" - ей для служебных нужд обрезали заднюю часть кузова, вероятно, чтобы грузить туда тяжёлые грузы с помощью крана-балки. Хотели бы вы себе такой "кабриолет"? Я надеюсь, руководство Крымтроллейбуса осознаёт историческую ценность данной машины и сдавать её на металлолом не собирается.
На территории Крыма Шкоды долгое время были основным типом подвижного состава, но с приходом туда России старенькие троллейбусы постепенно были заменены современными низкопольными и совсем не харизматичными "Мегаполисами". Последние пассажирские Шкоды исчезли примерно в 2017-2018 году (знаете точный день последнего выхода Шкоды на пасажирский маршрут - пишите).
Тем не менее, на территории Крыма до сих пор можно увидеть этих милылых пухляшей! Во-первых, уже упомянутые "технички", а во-вторых, довольно много машин расставлены по территории полуострова в разных местах.
Хотите купить один из них? Тогда вот вам отличная возможность: всего за 700 000 рублей вы можете вместо масштабной модельки купить в свою коллекцию самый настоящий троллейбус! Хотите - сделайте из него сарай для лопат и граблей. Хотите - запихните в него всю свою коллекцию велосипедов. Хотите - поставьте на территорию фуд-молла рядом с мусорными баками. Хотите - купите к нему запчастей на такую же сумму, сделайте ходовой экземпляр и зарабатывайте деньги, катая на исторической машине гостей города. Выбор за вами!
И ведь машина-то вполне неплохая! Посмотрите: краска выгорела, но вроде не сыпется хлопьями, колёса, шины, штанги, стёкла - всё на месте. Не каждый троллейбус, отставленный от работы, может похвастасться такой роскошью! Согласитесь, это уже тянет на самобытный дачный сарайчик.
Но постойте, а где же задняя дверь и заднее окошко? История умалчивает, а я лишь рискну предположить, что машина в какой-то момент была частично переоборудована в техничку.
А вот до ходового аппарата тут явно далековато - приборная панель куда-то подевалась в полном составе. Ума не приложу, кто мог стащить спидометр и амперметры с вольтметрами, кому могло понадобиться такое старьё? Вам вот нужен старый амперметр? То-то и оно.
Зато салон вполне неплох, хотя и не опрятен. И не надо ворчать, что тут мусорно и захламлено, вы на свой балкон сначала посмотрите! Пара часов уборки - и будет шикарный зал для просмотра кино: осталось только установить огромный монитор на водительскую перегородку. Непонятно, правда, все ли сидения вообще остались в троллейбусе, но думается мне, в Крыму пока что не проблема найти такие же и поставить на место сидений, павших смертью храбрых.
На борту троллейбуса красуется номер 3706. По базам ГИБДД России пробить бывшую украинскую машину нам вряд ли не удастся, зато я знаю, к какой базе стоит обратиться, чтобы узнать его историю, а также знаю его настоящий бортовой номер. Не спрашивайте, откуда. Итак, вот он - сервис, где можно "пробить по номерам" почти любой троллейбус в мире!
Что мы видим? А видим мы, что модель этого троллейбуса - Skoda 9Tr15 (что означает это 15?) построен он в 1970 году и сразу поступил в Симферополь, где возил пассажиров, а примерно в 1994 году стал "техничкой". Свой нынешний облик без двери и заднего окошка троллейбус обрёл примерно в 2010 году. В 2018-м его поставили под забор, а в 2021 - списали с баланса и каким-то чудом не сдали на металлолом, за что - спасибо!
Но зачем же перед списанием троллейбусам 004 и 3706 поменяли местами бортовые номера? Ладно, не ломайте голову, ведь какая, в сущности, разница? Если у вас есть лишние 700 тысяч, есть ангар или хотя бы земельный участок, если есть любовь к троллейбусам, то пределённо - надо брать. А если нет - просто проходите мимо, полюбовавшись прекрасной и такой чарующей транспортной эстетикой 1960-х. Эх, как же жаль, что вся современная техника делается безликой и примерно одинаковой - что троллейбусы, что поезда, что автомобили. Ушла прекрасная эпоха! Ушла и не планирует возвращаться.
Шкода 9Тр как серия троллейбусов заслуживает оценки 10 ЛиАЗов-677 из 10. Его круглую глазастенькую мордаху ни с чем не спутаешь, ну разве что - с ЗИУ-5 они отдалённо похожи. Мне жаль, что эти милые самобытные красивые троллейбусы ушли с крымских маршрутов. И знаете, что? У властей Крыма есть прекрасная возможность восстановить не один и не два таких троллейбуса и вновь выпустить их на маршруты в качестве дополнения к современным машинам. Представляете, какой изюминкой Крыма смогут стать эти очаровашки из старой Чехословакии? Да одни только транспортные фанаты со Всей России в погоне за этими Шкодами понавезут в Крым столько туристических денег, что с лихвой хватит и на содержание, и на восстановление дополнительных машин, главное - направить финансовые потоки в нужные русла.
С вами был Блог ЖД Фотографа! Понравилось? Ткните лайк. Есть, что возразить? Пишите комментарий. Хотите узнать о новых публикациях? Подпишитесь! А за прочтение - спасибо.
До новых встреч!