Мировой рынок искусственного интеллекта в образовании достигнет 3,68 млрд. долларов США в этом году. Прогноз вполне реалистичный, учитывая то, как активно используются в EdTech технологии на базе ИИ. Одна из таких технологий — чат-боты. О них поговорим.
Мы — команда Skillscanner, рассказываем про тренды в онлайн-образовании. Развиваем агрегатор онлайн-курсов и следим за новыми технологиями в EdTech.
В России чат-боты активно применяют в сфере продаж и обслуживания, но и в онлайн-образовании виртуальные помощники постепенно набирают популярность.
Чат-бот — это программа, созданная, чтобы упростить и ускорить общение с пользователями. Чаще всего она использует текстовые файлы и картинки, более продвинутые версии способны записывать аудиосообщения.
Рост популярности чат-ботов в EdTech еще в 2016 году предсказал Билл Гейтс в интервью The Verge. Он уверял, что даже самые сложные и узкие дисциплины можно преподавать с помощью ИИ и использовать ботов в качестве тьюторов. По мнению Гейтса это возможно, потому что специальные программы будут закрывать ключевую потребность учеников всех возрастов — давать обратную связь в процессе обучения.
Оказался ли прав американский предприниматель и насколько сегодня мы используем потенциал ИИ в онлайн-образовании?
Сбор данных и обратной связи
С помощью чат-бота учителя и преподаватели могут избавиться от рутинных задач, которые отнимают много времени — бот вместо них собирает статистическую информацию об учениках, студентах или абитуриентах, запрашивает обратную связь. Теперь не нужно писать каждому ученику и просить его ответить на вопросы или сбросить свои данные. Достаточно отправить в группу ссылку на чат-бота, который соберет всю нужную информацию.
По такому принципу работает «Виртуальный помощник абитуриента» Санкт-Петербургского филиала РАНХиГС. Чтобы подключиться студент вводит информацию о себе — имя, фамилию, e-mail, статус и год поступления, а в обмен на это виртуальный помощник объясняет правила приема, напоминает о важных датах и подсказывает, как правильно собрать пакет документов.
Задавать вопросы и сортировать информацию помогает и интеллектуальный чат-бот от Amazon. Создатели задумали его именно как платформу обратной связи, на которой студенты получают ответы на полезные для поступления вопросы.
Обучение
Чат-бот может выполнять функции преподавателя или помогать в дополнительном обучении — вести лекции, проверять уровень знаний, советовать, какую тему стоит подтянуть и предоставлять материалы для обучения.
Например, Georgia Institute of Technology внедрил в качестве виртуального лектора чат-бота Джилла Уотсона. Его тестировали на 300 студентах PhD-программы по искусственному интеллекту, при этом участники исследования не смогли определить, что с ними коммуницировал искусственный интеллект. Это стало основой для расширения использования Джилла.
В России учитель начальных классов Ирина Лукина внедрила Boris Bot на уроке «Путешествие в страну Геометрия». Он помогает опросить учеников по основным терминам, отработать запоминание и увлечь детей геометрией через игру.
Изучение языков
Один из самых популярных способов применения чат-ботов в EdTech — это языковая подготовка. Многие платформы используют их для моделирования живых ситуаций. Например, создатели Duolingo разработали нескольких персонажей для разговоров со студентами, чтобы они могли практиковать произношение, расширять словарный запас и учиться правильно использовать грамматические конструкции.
Преимущества применения чат-ботов
Споры о плюсах и минусах использования чат-ботов в образовании идут с момента появления виртуальных помощников. Противники технологий на основе искусственного интеллекта убеждены, что никто не может научить человека чему-то лучше чем другой человек.
Но есть у ИИ очевидные плюсы, отрицать которые сложно:
- Преподаватели могут избавиться от рутинной работы и потратить освободившееся время на решение творческих задач или отдых.
- Ученики получают круглосуточную поддержку по многим вопросам, им не нужно ждать несколько часов, чтобы получить нужную информацию.
- Преподаватели могут разнообразить учебный процесс, сделать его интереснее, увлечь учеников.
- Ученики могут учиться удаленно из любой точки мира в любое удобное для них время.
- Процесс обучения становится персонализированным, так как чат-боты подстраиваются под конкретного ученика, учитывая его особенности.
Популярность чат-ботов — весомый аргумент, если вы думаете освоить новую профессию. Вы можете научиться создавать собственных виртуальных помощников, делать это на заказ и продавать в крупные онлайн-школы.
Хороший старт — поиск курса на платформе, например тут. Вы можете сравнить курсы по длительности программы, цене и рейтингу учеников. Удачи!