Режиссер Я. Стрейч, Рижская киностудия 1979 год.
Янис Стрейч создал прекрасную экранизацию романа Сомерсета Моэма «Театр». Свопало все - сценарий, кастинг актеров, позволивший собрать коллектив, работавший в унисон. Ни одной фальшивой ноты в фильме не прозвучало.
Выше всяких похвал музыка Раймонда Паулса, задающая тональность фильму.
На примере Тома Феннела (И. Калныньш) зрителю показали человека, не умеющего любить. Эта жизненно важная функция отсутствует в эмоциональных настройках молодого клерка.
Том может искренне привязаться к женщине, он даже испытывает что-то похожее на влюбленность, но это работает лишь в отношении успешной избранницы.
Мистер Феннел восторгался Джулией (В. Артмане), ее талантом, несколько раз ходил на один и тот же спектакль. Но больше всего Тома привлекало то, что эта дама вхожа в высший свет лондонского общества и что она лучшая актриса.
Тема успешности стала обязательной составляющей в симпатиях героя Ивара Калныньша. Джулию он покорил довольно быстро. Это случилось по очень простой причине - миссис Ламберт подсознательно не хватало любви.
Она всегда была искренна в своих чувствах. В молодости Джулия любила Майкла (Г. Цилинскис), не видела в нем недостатков или не хотела их замечать.
Разочаровавшись в браке, превратившемся в союз деловых людей, Джулия позволила себе обратить внимание на молодого человека, восхищавшегося ею.
Она полюбила Тома таким как есть. Джулия видела людей насквозь, она знала что ее любовник в восторге от титулованных особ, что он делает карьеру благодаря знакомству с ней, принимает ее подарки и даже деньги.
Все это было не важно, Джулия просто любила, не оглядываясь по сторонам, любила и многое прощала.
Том не умеет прощать, особенно потерю успеха. Он был увлечен Эвис Крайтон, даже собирался сделать ей предложение, будучи уверенным в том, что она станет великой актрисой, второй Джулией Ламберт.
После провала Эвис, Томас сразу забывает о своих чувствах. Он не побежал поддержать мисс Крайтон, а разочарованно говорит о том, что она бездарна.
К бездарной актрисе Том не может испытывать ничего кроме презрения. Поэтому мистер Феннел со свойственной ему самоуверенностью, попытался снова привлечь внимание Джулии, но, к счастью, ему это не удалось. К этому моменту миссис Ламберт разочаровалась в нем.
Самоуверенность очень помешала Тому. Неглупый молодой человек сумел достаточно быстро стать полезным даже министру финансов и решил, что весь мир у него в кармане.
Том допустил сразу несколько оплошностей. Сначала потащил Джулию в гримерку к своей подружке, не задаваясь вопросом, кого и куда он ведет.
Роковой ошибкой Тома стал разговор с Джулией, в котором он сказал что Эвис не его любовница потому, что «она не такая». Это насторожило Джулию.
Но самым оскорбительным для нее стало то, что Том проклинал деньги своей состоятельной любовницы из-за которых он якобы стал альфонсом и позволил Джулии обращаться с собой как с вещью.
После этого лучшая актриса Англии сделала все чтобы уничтожить соперницу и отомстить своему бывшему любовнику.