Мой прошлый пост был посвящен фразам, которые лучше не стоит говорить своим детям, ведь они способны нанести непоправимый вред его психологическому здоровью. Сегодня выходит вторая часть в таком формате, надеюсь, вам она нравится и вы сможете вынести много полезного из этих статей.
Сразу даю ссылку на предыдущую статью, чтобы вы могли ознакомиться с некоторыми фразами, которые могут сломать детям жизнь. Для удобства продублирую ссылку внизу, чтобы вы смогли дочитать эту статью до конца. Не забудьте подписаться и поставить лайк - это очень полезная информация, которую я пишу специально для вас!
Итак, остановимся подробнее на некоторых фразах.
1. Ты что, смерти моей хочешь?!
Что ребенок слышит? “Ты плохой ребенок, не слушаешься, ведешь себя плохо, поэтому твоя мама скоро умрет!”
Что не так с этой фразой? Ничего общего с реальностью эта фраза не имеет - вы не умираете и даже не так сильно устаете, по факту - это лицемерие по отношению к ребенку. Еще один неприятный пункт - перекладывание ответственности со взрослого на ребенка - устали вы, а виноват он. Ну и самый неприятный пункт - ребенок вас очень любит и боится потерять, а вы этим умышленно манипулируете, вызывая тревожность и страх у ребенка. Продолжать, думаю, бессмысленно, и так понятно, что такое высказывание просто ломает ребенка и его психику. В какой-то момент эмоциональное состояние ребенка зашкаливает до предела, и вы рискуете вырастить “эмоционального импотента” - ребенок перестанет вообще как-либо реагировать на вас и ваши слова.
Что лучше сказать? “Родной мой сыночек (доченька), я очень устала и у меня нет сил объяснять тебе, почему это надо сделать. Давай сделаем перерыв, я немного отдохну, а потом мы с тобой спокойно поговорим.”. Помните, что ваши дети - не слуги и не рабы, сиюминутно и беспрекословно выполнять ваши указания не обязаны. Как только вы это поймете, воспитывать детей станет намного проще.
2. Ну-ка быстро извинись перед Машей!
Что слышит ребенок? “Даже, если ты прав, мне все равно. Делай, как я говорю!”
Почему не стоит так говорить? Да, мы пытаемся детям привить социальные нормы общения, с детства учим мальчиков, что они мужчины и ДОЛЖНЫ уважать и защищать девочек, даже если те сами на них набросились и ударили ведёрком по голове. А девочек учат с детства быть послушными и прилежными, даже если эмоции переливаются через край и молчать ну никак не получается. Родители испытывают стыд за то, что естественно и нормально. Если ребенок не хочет делиться игрушками - это плохо (а по факту - ребенок выстраивает свои личные границы). Если мальчик плачет от обиды - это плохо (на деле же ребенок выпускает негативные эмоции, пытается регулировать их и нуждается в поддержке). Если девочка ругается и кричит - это неприемлемо (но в силу возраста она еще не научилась регулировать конфликт дипломатически). На самом деле социальное давление испытывают сами взрослые, боясь прослыть плохими родителями, и в итоге подавляют своих детей. А это может привести к зависимости, тревожным расстройствам личности, агрессии и сложностям адаптации среди своего окружения.
Что лучше сказать? “Я понимаю, тебе очень обидно, но может попробуешь спокойно поговорить с Машей и решить проблему по-дружески? Если нужна будет помощь - я всегда рядом.”
3. А почему четверка, а не пятерка? Что, нельзя было постараться?
Что слышит ребенок? “Ты недостаточно хорош, хорошие дети только пятерки получают”
Почему не стоит так говорить? Такие фразы ставят очень высокую планку, которую дети должны ежедневно достигать. Но будем честны, даже взрослые не в состоянии каждый день совершать большие и значимые достижения, этот процесс долгий и трудоемкий. Так почему же взрослые постоянно забывают, как это непросто и требуют идеальности от своих детей? Опять же, вопрос к психоанализу: не стоит жить жизнью детей, не стоит возлагать на них ответственность за свое эмоциональное благополучие. Будем честны - пятерки нужны не детям, а вам. Из-за ваших собственных страхов и тревоги за благополучное будущее детей, теряется их настоящее, рушатся доверительные отношения. Если за четверку мама недовольна, что же будет, когда ребенок получит двойку (когда-нибудь это произойдет, как бы ребенок не старался)? С такими установками дети растут с синдромом отличника, что очень сильно мешает им во взрослой жизни.
Что лучше сказать? “Умница, это очень хорошая оценка!”... И всё! Хвалите за четверки также, как и за пятерки. Если это принципиально важно, можете мягко спросить, чего не хватило ребенку, чтобы получить пять, справляется ли он с материалами этого урока, понимает ли его, если есть сложности, нужна ли ваша помощь. Если ребенок не совсем понял урок - обратитесь к учителю, если можете, объясните урок сами или наймите репетитора. Этого достаточно.
4. Ну почему ты такой ленивый?
Что слышит ребенок? “Ты мне не нравишься, я хочу, чтобы ты был другим.”
Почему нельзя так говорить? Во-первых, это ваше субъективное мнение, что ребенок ленивый, он просто не соответствует вашим ожиданием, но это не говорит о его “неправильности”. Во-вторых, причины такого поведения могут быть разные - как физиологические (слабость, усталость, заболевание), так и психологические (подавленность, апатия, грусть). В третьих, вы хотите замотивировать ребенка этой фразой, а он воспринимает все иначе и теряет какой-либо стимул что-то изменить и улучшить. А по факту: ребенку не хватает знаний и навыков, чтобы качественно и быстро сделать поставленную перед ним задачу, а вы за это отыгрываетесь на его самооценке, не принимаете его таким, какой он есть.
Что лучше сказать? Сначала поинтересуйтесь его эмоциональным состоянием и здоровьем, затем задавайте вопросы: “Расскажи, почему ты этого не хочешь делать?”, “Я могу тебе чем-то помочь?”, “Давай вместе придумаем, как это можно решить?”
5. Уберись в комнате, а то хуже будет!
Что слышит ребенок? “Я сильнее тебя, поэтому я права, а ты будешь подчиняться”.
К чему эта фраза может привести? Очевидный ответ - к агрессивному поведению. Ребенок будет расти с пониманием, что получить желаемое можно через силу, запугивание и угрозы, а по-другому ничего не получится. И вот еще один абьюзер выходит во взрослую жизнь. Пока он ребенок - он будет слушаться, но со временем он понимает, что взрослеет и становится сильнее. Начинается все с протеста, а затем переходит в ответную агрессию. Когда мальчик станет подростком, окрепнет, станет физически сильным, скорее всего, именно родители будут первыми, на ком он начнет практиковать свои методы общения. К тому же, не всегда за угрозами родителей следует наказание, и ребенок в какой-то момент понимает, что это пустые слова, поэтому бунтовать начинает практически сразу же, доводя родителей до истерики.
Что лучше сказать? Пока ребенок маленький, прививайте любовь к уборке с помощью игры (например, убрать комнату, пока играет его любимая музыка), дайте ребенку самостоятельность, доверяйте ему, не контролируйте. Ну и очевидный факт: чистая комната нужна вам, это ваш триггер, а не его. Если ребенок хочет - пусть живет в грязной неубранной комнате, это его царство. А если вы не можете жить, зная, что у него валяются вещи на полу - приберите их сами, чтобы спать спокойно. Как вариант, можете сказать: “Давай ты еще поиграешь в компьютер 30 минут, а затем приберешься в комнате? Или приберись сейчас, а потом можешь играть в компьютер целый час”. Когда есть право выбора, ребенок быстрее пойдет на компромисс.
На этом мой разбор родительских фраз подошел к концу. Напишите в комментариях, какие фразы помогают вам в общении с ребенком, какие из них наиболее эффективны. Можете задавать вопросы в комментариях, с радостью поделюсь своим мнением.
Желаю вам любви, взаимопонимания и гармонии в вашей дружной семье. Берегите друг друга!
Рекомендую к прочтению:
Хочешь - перехочешь: какие фразы ломают детям жизнь. Как заменить привычные слова на действующие.
Психологическая травма: как это происходит? Рассмотрим пример из моего личного опыта.
15 признаков осознанности: проверяем, насколько вы в гармонии с собой.