Найти тему
МК в Бурятии

Житель Бурятии узнал о месте гибели своего отца через 60 лет после войны

– В музее истории Бурятии открылась выставка «Достояние республики» (0+), где организаторы постарались отразить все значимые моменты становления и развития региона. Среди выставочных стендов есть один, посвященный бойцам 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии.

    Владимир Нимаев. / Татьяна Никитина
Владимир Нимаев. / Татьяна Никитина

Размещенные там вещи воинов из Бурятии, погибших в первые месяцы Великой Отечественной войны, в 2005 году привезли из Подольска и передали музею мой дед Владимир Нимаев и журналист Татьяна Никитина.

Владимиру Гатановичу Нимаеву, уроженцу села Жаргаланта Селенгинского района Бурятии, не было и четырех месяцев, когда началась война. Его отец Гатан Нимаев был мобилизован в Красную Армию в первые же дни, поэтому Владимир знал его только по рассказам матери и других родственников. По словам Владимира, родился Гатан Халзанович в местности Жалга Оронгойского хошуна (ныне Селенгинский район) в большой семье Халзана Нимы, был третьим из девяти его сыновей. До войны он трудился председателем небольшой сельхозартели «Пятилетка», был очень энергичным человеком, пользовался уважением среди односельчан. Родственники говорили, что он обладал прекрасным голосом и любил бурятские народные песни. Как отмечали старожилы, был отличным наездником и хорошо владел саблей. Гатан Нимаев воевал в составе 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии и погиб 26 октября 1941 года.

В первые месяцы Великой Отечественной войны шли жестокие кровопролитные бои с фашистами. 93-я стрелковая дивизия, снятая с маньчжурской границы, была срочно переброшена под Москву, на Подольский боевой участок. Немцы рвались к столице, и солдатам дивизии, входящей с состав 43-й армии, предстояло остановить их. Это казалось невозможным — но бойцы дивизии выстояли, не пропустили превосходящего числом противника. Вряд ли можно представить себе колоссальное напряжение физических и душевных сил людей, которые сдерживали натиск врага ценой больших потерь. Там, в подольских лесах, среди тысяч погибших солдат остался Гатан Нимаев.

    Гатан Нимаев. / Из личного архива.
Гатан Нимаев. / Из личного архива.

Гатан Нимаев.

По рассказам Владимира Гатановича, еще в 60-е годы прошлого века, работая в Жаргалантуйской средней школе, он пытался установить обстоятельства гибели отца. Обращался в Центральный архив министeрства обороны СССР, но поскольку у него не было исходных данных (у матери также не сохранились извещения), там не могли дать точной информации. Ведь не зная номера части, нет возможности установить, где именно погиб солдат.

Владимир Гатанович вспоминал, что в республиканской Книге памяти была указана дата гибели Гатана Нимаева — 26 октября 1941 года. Однако один из родственников, тоже участник войны, рассказывал, что у отца была возможность вернуться домой живым, но он не пожелал ей воспользоваться. Гатан Халзанович и он были ранены с разницей в один день и вместе лечились в одном подмосковном госпитале с ноября 1941 года по февраль 1942-го. После выздоровления их комиссовали по состоянию здоровья. Родственник вернулся домой, а отец Владимира был не согласен с заключением врачебной комиссии. Он, будучи истинным патриотом, считал своим долгом вернуться, добился повторной комиссии, видимо, был признан годным к службе и направлен на действующий фронт. В той же Книге памяти родственник также значится погибшим, но он вернулся домой и умер в начале 80-х годов.

— Рассказывают о том, что перед боем солдаты заполняли медальон, где указывали сведения о своих родственниках, чтобы в случае смерти командование части могло бы сообщить им о погибшем воине. Из-за суеверия многие просто бросали этот медальон, а на самом деле они оставались живыми. Видимо, такое могло случиться и с нашим отцом, действительно, может быть погиб попозже в другом месте, — замечал Владимир Гатанович.

Долгое время никаких сведений найти не удавалось, и только спустя почти три десятка лет, в начале 2000 года, отряды Подольского военно-патриотического объединения «Память» во главе с руководителем Игорем Красильниковым, в результате многолетних поисков смогли отыскать останки наших воинов. Проделав огромную работу с архивными документами, добровольцы установили фамилии и имена многих солдат. В 2005 году газета «Московский комсомолец в Бурятии» опубликовала письмо Игоря Красильникова со списком из 65 найденных солдат, в котором Владимир и увидел имя своего отца. Тогда, через 60 лет после окончания войны, Владимир узнал, что отец погиб в боях у деревни Горки.

Он встретился с автором публикации — журналисткой Татьяной Никитиной, которая оказывала огромную помощь родственникам погибших, выпуская материалы на эту тему, связываясь с семьями и сопровождая их в поездках к мемориалу воинской славы у деревни Кузовлево. В октябре 2005 года администрация Подольского района пригласила родственников на торжественное перезахоронение. Владимир тогда впервые возложил венок на могилу отца. Ему передали принадлежавший Гатану Нимаеву солдатский котелок, найденный во время раскопок у деревни Горки, и впоследствии на семейном совете эту ценную вещь было решено отдать в музей республиканской юношеской библиотеки имени Батожабая.

10 лет спустя, в год 70-летия Великой Победы, Владимир Гатанович вновь приехал в Подольский район с делегацией других родственников. Там на мемориале воинской славы «Кузовлево» прошел митинг, возложение венков и цветов на могилах бурятских солдат. К сожалению, Владимира Гатановича не стало три года спустя.

«В самом центре села Жаргаланта Селенгинского района стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На нем высечены фамилии жаргалантуйцев, сложивших головы на полях сражений во имя Великой Победы. Среди них и наш отец Нимаев Гатан Халзанович 1907 г., и его младшие братья Ринчин (1911 г., был усыновлен в с. Харгана), Гунтуп (1921 г.), племянник Дагба-Доржо (1923 г.)», — отмечает Владимир Гатанович в своих записях незадолго до смерти.

— Но связь поколений неразрывна и сейчас я, его внук, пишу эти строки. Работа над увековечиванием памяти бойцов 93-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии редакцией «МК в Бурятии» будет продолжена. Потому что память это не только о победе над врагом, но и победе жизни над смертью. Герои войны погибали, но память о них не умрет, пока есть те, кто хранит ее.

  Татьяна Никитина
Татьяна Никитина

Автор: Андрей Ильин