Найти в Дзене

Что скрывает кабинет редкостей?

Необычные резные скульптуры из кости — характерные экспонаты Кунсткамер или «кабинетов редкостей», или «комнат любопытства», так вошедших в моду в 17-18 веках среди аристократов и состоятельных людей.

Кабинет императора Рудольфа II, 1634 г.
Кабинет императора Рудольфа II, 1634 г.

В отличие от музея, такие коллекции не имели научной основы, а собирались как накопления оригинальных и памятных вещей, призванных удивить гостей хозяина коллекции. Это могли быть курьезы природы, чучела животных, зачастую несуществующих, необычные мастерски выполненные произведения искусства, любые другие редкие и даже шокирующие предметы. Подборка коллекции могла представлять собой своеобразную модель бытия: времена года, жизнь и смерть, земные континеты, бог и человек — все, что отражало мировоззрение коллекционера. 

 Кунсткамера могла размещаться как в целой комнате — кабинете, так и в специально предназначенном для этого шкафу, который впоследствии тоже стали называть кабинетом. Зачастую такие кабинеты с потайными ящиками и богатой отделкой тоже представляли собой произведение искусства. 

Какие же предметы из кости предназначались для кабинетов редкостей? 

Анатомическая модель черепа напоминала о бренности бытия. Резная кость, высота 5,5 см, Германия, 2-я треть XVII века
Анатомическая модель черепа напоминала о бренности бытия. Резная кость, высота 5,5 см, Германия, 2-я треть XVII века
Голова Vanitas, еще один символ преходящего существования
Голова Vanitas, еще один символ преходящего существования
Модель сиамских близнецов из резной кости дрезденского резчика Иоганна Кристофа Людвига Люке. Размеры В 16,5 см, Ш 7,5 см, Г 3,5 см; Известно еще несколько подобных очень своеобразных произведений этого автора
Модель сиамских близнецов из резной кости дрезденского резчика Иоганна Кристофа Людвига Люке. Размеры В 16,5 см, Ш 7,5 см, Г 3,5 см; Известно еще несколько подобных очень своеобразных произведений этого автора
Модель скелета человека из резной кости. Он выполнен в натуральную величину и анатомически исключительно точен! Его высота 126 см и соответствует тринадцатилетнему мальчику. Автор Люке Иоганн Кристоф Людвиг. 1743 г.
Модель скелета человека из резной кости. Он выполнен в натуральную величину и анатомически исключительно точен! Его высота 126 см и соответствует тринадцатилетнему мальчику. Автор Люке Иоганн Кристоф Людвиг. 1743 г.
Экспонат служит репрезентацией темы memento mori, что доказывает картуш с надписью в руке скелета, характерной для тематики кабинета редкостей.
Экспонат служит репрезентацией темы memento mori, что доказывает картуш с надписью в руке скелета, характерной для тематики кабинета редкостей.
Анатомическая модель человека, резная кость, 16 см, середина 17 века, мастерская Стефана Зика. Такие модели заказывали для своих кунсткамер состоятельные врачи, но не для обучения на них студентов, а чтобы подчеркнуть тематику своей профессии.
Анатомическая модель человека, резная кость, 16 см, середина 17 века, мастерская Стефана Зика. Такие модели заказывали для своих кунсткамер состоятельные врачи, но не для обучения на них студентов, а чтобы подчеркнуть тематику своей профессии.
Ажурный многогранник из кости, резчик Антон Ортель, высота 6 см, Дрезден, 1620 г. Подобные филигранные вещи также изготавливались для коллекций
Ажурный многогранник из кости, резчик Антон Ортель, высота 6 см, Дрезден, 1620 г. Подобные филигранные вещи также изготавливались для коллекций
Точеный «шар в шаре» из кости. Высота 9,2 см, резчик Lobenigk, Egidius, Дрезден, 16 век. Шар в шаре вытачивался из цельного куска слоновой кости с помощью специальных приспособлений и требовал от токаря особого мастерства и аккуратности. Такие экспонаты тоже могли присутствовать в Кунсткамере
Точеный «шар в шаре» из кости. Высота 9,2 см, резчик Lobenigk, Egidius, Дрезден, 16 век. Шар в шаре вытачивался из цельного куска слоновой кости с помощью специальных приспособлений и требовал от токаря особого мастерства и аккуратности. Такие экспонаты тоже могли присутствовать в Кунсткамере

* статья написана по материалам Музея истории искуств Вены, Музея Науки Лондона, Дрезденской галереи.

©Артюхова Татьяна

Подписывайтесь на наш канал! Мы профессионально занимаемся резьбой по кости, публикуем видео из нашей мастерской, лекции о рисунке и композиции, статьи по истории резьбы в Европе и Азии, интересные подборки резных скульптур

Наши новые актуальные работы вы сможете видеть первыми на канале Telegram:

Артюховы Даниил и Татьяна

-10