Найти тему
История моды с Марьяной С.

Тюдоровский чепец

XVI век славен своими необычными женскими головными уборами. То похожие на тюрбаны итальянские бальцо, то округлые французские чепцы, которые обрамляли женское личико. А самые, пожалуй необычные - это английские "гейблы", похожие на домики. Да и само-то слово "gable" означало, помимо прочего, "двускатная крыша".

Портрет Маргарет, дледи Гилдфорд, Ганс Гольбейн .младший, 1527. (с) Из коллекции  Сент-Луисского художественного музея
Портрет Маргарет, дледи Гилдфорд, Ганс Гольбейн .младший, 1527. (с) Из коллекции Сент-Луисского художественного музея

И это... потомок капюшонов! Ещё в эпоху Средневековья женщины носили капюшоны, так же, как и мужчины. А потом стали носить чепцы, которые напоминали капюшоны, но только открытые, не замкнутые под подбородком. И со временем эти чепцы усложнялись, обретали дополнительные детали, ткань делали более жёсткой - и вместо окружности появился острый уголок... Так и получился домик-гейбл.

Слева - портрет Маргарет Бофор, неизв. художник XVII века по оригиналу XVI века, (с) из коллекции Национальной портретной галереи. Справа - портрет Елизаветы Йорской, неизв. художник, 1470-1498, (с) из коллекции Хэмптон-корта
Слева - портрет Маргарет Бофор, неизв. художник XVII века по оригиналу XVI века, (с) из коллекции Национальной портретной галереи. Справа - портрет Елизаветы Йорской, неизв. художник, 1470-1498, (с) из коллекции Хэмптон-корта

Так же, как и округлый французский чепец "арселе" гейбл в XVI веке стал довольно сложным сооружением. Сначала надевали простой, плотно облегающий голову белый чепчик, основу основ. А затем - каркас, обтянутый красивой тканью, как правило, бархатом - а не просто мягкий чепец, как когда-то. Его передняя кромка могла быть украшена красивой тесьмой, с вышивкой, в том числе и золотом, и даже - если речь об очень знатных и богатых дамах - драгоценными камнями и жемчугом. А волосы со временем станут прикрывать дополнительными элементами, которые крепили к каркасу изнутри - или валики, или ленты, которые перекрещивались посередине.

Слева - эскиз женской фигуры с Гейблом, Ганс Гольбейн Младший, 1526–28 или 1532–35, (с) из коллекции Британского музея. Справа - портрет леди Рэтклифф, Ганс Гольбейн Младший, 1532-43. (с) из Королевской коллекции
Слева - эскиз женской фигуры с Гейблом, Ганс Гольбейн Младший, 1526–28 или 1532–35, (с) из коллекции Британского музея. Справа - портрет леди Рэтклифф, Ганс Гольбейн Младший, 1532-43. (с) из Королевской коллекции

Но и это ещё не всё. Сзади крепилась вуаль, обязательно чёрная (любили чёрное, что тут скажешь!), и сначала она просто ниспадала вдоль спины. А затем её стали надрезать, так что образовывалось две полосы. И тогда модно было или одну, или сразу обе уложить поверх чепца, так что они закрывали затылок. Кстати, на одном из рисунков Гольбейна есть надпись "чёрный бархат" – указание на материал, из которого была изготовлена вуаль. Вот теперь, кажется, всё. Уф.

Деталь портрета Джейн Сеймур, третьей жены Генриза VIII, Ганс Гольбейн младший, 1536-37. (с) Из коллекции Музея истории искусств
Деталь портрета Джейн Сеймур, третьей жены Генриза VIII, Ганс Гольбейн младший, 1536-37. (с) Из коллекции Музея истории искусств

За то время, пока он был в моде - а это несколько десятков лет - этот головной убор, конечно, видоизменялся, но немного. Главное - узнаваемый силуэт! И правда: видишь его и знаешь - дело в Англии происходит. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей!