С чем связано и как с этим справиться.
Когда мы хотим ребенка мы представляем, что это даст нам счастье, радость и взаимно приятные эмоции.
В реальности все происходит иначе: ребенок проявляет разные эмоции. И если с позитивными нам все понятно, то негативные порой приводят в нас в замешательство.
С рождения мы привыкаем, что плачь и недовольство ребенка связаны с естественными потребностями: хочет есть, пить или ласки и внимания. Но чем старше становиться ребенок, тем ширятся причины его недовольства и как следствие, гнева и агрессии.
В чем это может быть связано?
Причина 1
В первую очередь стоит знать, что эмоции заразная штука. И если кто-то взрослый в доме зол или раздражен, это может передаться ребенку. Ребенок же заразившись эмоцией не может с ней, в силу маленького опыта, управится как взрослый - вот и вылазит все наружу.
Надо сказать, что это самая частая причина, так как раздражение постоянно витающее, даже скрыто в доме, приучает ребенка тоже испытывать подобное.
Выход: работа взрослых с раздражением. Признать свою эмоцию. Выяснять почему вы часто злитесь? Ответить на вопрос: А умеете ли вы справлять с гневом конструктивно? Если нет. Вам стоит поработать над этим и в дальнейшем, научить своего ребенка этому личным примером.
Причины 2
Агрессия может быть частью темперамента, врожденных черт ребенка. В таких случаях он может быть нетерпелив, капризен, плохо переключается, зациклен на своем, любит, чтобы все было как он хочет. Важная черта, что это у ребенка идет с самого рождения и не связано и тем, что ребенка забаловали.
Выход: терпение и спокойствие. Такое поведение может быть с ребенком продолжительное время, пока его мозг не будет достаточно созревшим для мало мальского контроля эмоций. И все же не поддавайтесь эмоциям и соблюдайте разумные требования к ребенку по возрасту. Если ребенку сложно: научите его просить о помощи взрослого, но помогайте ему только, когда он попросит. Помогайте, но не делайте за него. Так он ничему не научится.
Знакомьте ребенка с эмоциями, с их природой. Учитесь с ними управляться, несмотря на темперамент.
Есть несколько прекрасных книг:
- "Я ужасно злюсь. 7 историй для работы с агрессией" Нины Ливенцовой;
- "Я не злой, я просто псих. Как помочь детям контролировать свой гнев. Рабочая тетрадь" Шапиро Э. Лоуренс, Гринвальд Анна Ф., Пелта-Хеллер Зак;
- "Что ты чувствуешь?: Энциклопедия для малышей в сказках. Сказкотерапия. Развитие эмоционального интеллекта" Ульева Елена Александровна
Помните бурный темперамент это много энергии, которые вы можете прекрасно использовать, которую можно направив на развитие, и тогда ребенок может добиться многих высот. Сделайте из больших эмоций со знаком минут, большие эмоции со знаком плюс.
В таком случае важно не заражаться агрессивной эмоцией от ребенка. Если не получается: поработайте с эмоциональными границами.
Причина 3.
Ребенок просто устал или ему не хватило энергии: хочет, а сил уже нет. Это происходит неосознанно и чувствуется как дискомфорт и тогда включается своего рода защитная реакция (бей или беги, как говорят).
Выход: учите ребенка распознавать чувство усталости, когда пора отдохнуть. Особенно если родитель более активный, а ребенок - нет и его постоянно подгоняют. Примите, то, что люди бываю разными.
Смотрите, что происходит: ребенок медлит или устал, вы начинаете его торопить, у него нет сил проявить активность, он начинает нервничать и его активность еще больше снижается. Так что не стрессуйте ребенка и у него будет больше ресурса.
Соблюдайте режим труда и отдыха без исключений!
Режим сна для ребенка это святое, начните с него. Ребенок должен получать сон в нужном количестве часов. Откажитесь от поздних отходов ко сну (начало сна не позднее 22:00). Посмотрите сколько часов ребенку нужно спать в каком возрасте и придерживайтесь этих рекомендаций врачей.
Причина 4
Возрастные кризисы провоцируют негативные проявления.
Это кризис 3, 7 лет и подростковый.
Выход: ознакомьтесь с дополнительной литературой по возрастным кризисам. Это поможет вам понимать вашего ребенка в этот период времени и поддержать его.
Причина 5
Не хватает любви и внимания. Дети долгое время не различают внимание родителя негативное (когда кричим и ругаемся) и внимание позитивное (когда хвалим и обнимаем). Для них это все одно - получение внимания. Помните эту историю, когда кто-то из детей плохо себя ведет и мы говорим - "О, привлекает внимание!".
Если ребенок не получает внимание просто так в виде вашей похвалы, улыбки, объятий, душевных разговоров, искреннего интереса, он может начать его получать их через негативное провоцирование.
Особенно это актуально при нескольких детях в семье, где идет конкуренция за внимание родителей или того сложнее одного родителя.
Выход: как бы много не было у вам дел, регулярно проводите время с детьми и с каждым ребенком отдельно. Каждый ребенок нуждается, чтобы хоть какое-то время он, он один был в полном внимании родителя или родителей.
Это может быть устроено по-разному: вечерние разговоры пред сном, за ужином, обнимашки с утра, походы на прогулку, чтение книг, совместные игры и самое важное: объятья, ласковые слова просто так, просто потому, что он у нас есть. Говорите ребенку как вы рады, что он у вас есть.
Причина 6
Бывают ситуации которые действительно не нравятся ребенку и он естественным образом реагирует на них гневом и раздражением. У ребенка есть свои желания и потребность и ему хочется их исполнений.
Список базовый потребностей ребенка:
- потребность в безопасности,
⠀ - связь с другими;
⠀ - самостоятельность;
⠀ - самооценка;
⠀ - самовыражение;
⠀ - реалистичные ограничения.
Выход: своевременно восполнять потребности ребенка. Учить его добиваться желаемого и справлять с эмоциями, когда желаемое не случилось. Быть спокойным в тот момент, поддерживать ребенка, например в ситуации проигрыша.
Помните дети только учатся справляться с эмоциями, для этого нужно время и годы тренировок. С вашей поддержкой он обучится этому быстрее и будет более уверен.
с любовью от психолога :)