Найти тему
Книжная дама

Как стать гениальным педагогом? К 200-летию К.Д.Ушинского.

Фото взято в группе РКШ  в ВКонтакте. Открытие памятника К.Д.Ушинскому в Москве.
Фото взято в группе РКШ в ВКонтакте. Открытие памятника К.Д.Ушинскому в Москве.

Как стать великим? Если рассматривать биографии известных людей, то в некоторых случаях можно разглядеть предпосылки будущего гения. А где-то напротив, ничто не указывает, что человек будет выдающимся писателем, учёным или общественным деятелем. Мне кажется, именно о таком феномене можно говорить в связи с биографией и достижениями Константина Дмитриевича Ушинского – великого педагога и писателя-публициста.

Родился он 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле, в семье отставного офицера, участника Отечественной войне 1812 года, мелкопоместного дворянина. После того как отец получил назначение на судейскую должность, семья переехала в Новгород-Северский, где и прошли детские и юношеские годы будущего педагога. Мальчик рано остался без матери, но именно она заложила в сына интерес к учению, дала начальное образование, и когда его отправили в гимназию, то сразу зачислили в третий класс. Правда, учился будущий реформатор и создатель первой хрестоматии не блестяще: в гимназии имел по русской грамматике весьма скромную оценку «знания достаточные» (по-нашему — примерно тройка с плюсом), а по математике и вовсе было «слабо». Правда, по истории словесности у него было «отлично».

После окончания гимназии Ушинский стал студентом юридического факультета Московского университета, где преподаватели – профессора смогли привить студенту любовь к литературе, философии, праву. Один из них, профессор философии государства и права Пётр Редкин, служил еще и инспектором московских частных учебных заведений и был очень увлечён теорией педагогики, которой на тот момент в России просто не существовало. Именно Редкин «заразил» Ушинского интересом к педагогике как к науке.

К.Д.Ушинский в 40-е годы. с сайта Википедия
К.Д.Ушинский в 40-е годы. с сайта Википедия

В 1844 году юноша окончил основной курс, но остался в магистратуре. В тот период он всерьез заинтересовался вопросами просвещения простого народа, в большинстве своем, не владеющем грамотой.

Первым рабочим местом Ушинского после защиты магистерской стал Демидовскй юридический лицей в Ярославле Как и бывает свойственно молодым и горячим, Константин пропагандировал прогрессивные взгляды, старался держаться со своими учениками на равных, избегал формальностей во время занятий, и это сильно не нравилось его начальству. Оно насторожённо встретило молодого педагога, поэтому за ним негласно надзирали. Ушинского, безусловно, подобное отношение не устроило, и он уволился с работы. Чтобы заработать на жизнь, молодой человек занимается переводами иностранных статей для журналов, а затем и вовсе переезжает в Петербург, где устраивается в Министерство внутренних дел, заняв должность мелкого чиновника.

Однако уже в 1854-м Константин Ушинский поступает на службу в Гатчинский сиротский приют, через год становится там инспектором, потом еще через четыре года переходит в Смольный институт благородных девиц. Можно сказать, что педагогическая карьера складывается удачно. Именно в Смольном Ушинский воплощает в жизнь свои самые смелые идеи. Например, педагог никак не мог смириться с тем, что девушек делили на простых и знатных. Он считал, что в образовательном учреждении это недопустимо. Педагог ратовал за то, чтобы девиц учили на русском языке, ввели в программу естественные науки, а в старших классах организовали дополнительный курс для тех, кто желал получить профессию домашней учительницы с присвоением квалификации воспитательниц. Это было нужно как раз девушкам из небогатых семей, которым предстояло самим заботиться о собственном существовании.

Всё это Ушинский проделал меньше чем за три года, но ему снова пришлось уйти. На него писали жалобы и доносы, возник конфликт с директором, классные дамы – приверженцы старых традиций - не желали смиряться с тем, что какой-то "выскочка" может их чему-то учить.

Казалось бы, конфликт должен был поставить крест на карьере талантливого педагога, однако начальство поступило удивительно прозорливо и мудро: Ушинского командировали за границуизучать и описывать опыт передовых европейских школ. Чем он с успехом и занимался в течение пяти лет.

-3

Возвратившись в Петербург, к педагогической практике он больше не приступал, но зато дописал, начатые еще в Щвейцарии, первые массовые учебники и руководства для начального обучения «Родное слово» и «Детский Мир. Хрестоматия». К этим пособиям Ушинский издал особое руководство для родителей и учителей — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей», то есть, по сути, первое методическое руководство. Надо заметить, что до 1917 года «Родное слово» было переиздано 147(!) раз.

Увы, болезнь века- чахотка – не миновала этого талантливого человека. В возрасте 47 лет его не стало…

А вот все ли идеи К.Д.Ушинского возможно реализовать сегодня, поговорим в другой раз...