К году педагога и наставника, который объявлен в нашей стране на 2023 год, в нашей библиотеке была запланирована выставка из книг и экспонатов о школе. Книги, понятное дело, мы подобрали сами в своих фондах, а вот на предмет изыскания экспонатов дали клич и коллегам, и читателям. И экспонаты стали прибывать. Мы даже не ожидали, что их будет столько. Пришлось потеснить книги, а выставка приобрела явную направленность в сторону советского школьного детства.
Экспонаты мы расположили по этапам школьной жизни: полочка про октябрят (младшая школа), полочка про пионеров (средние классы), затем комсомол (школьная юность), студенчество и кусочек домашнего досуга.
Октябрятская звёздочка, чернильница, пёрышки для ручек – кому-то из нас это ещё удалось захватить.
Да, я помню, в первом классе нас сначала учили писать карандашом, потом разрешили ручками – не шариковыми и даже не автоматическими, а простыми перьевыми, которые макали в чернильницу, а чернильницу ставили в специальное углубление на парте, чтобы не опрокинуть и не пролить.
И мы учились писать в тетрадках в косую линейку, сначала палочки и крючочки, а потом уже и буквы целиком. И каждую написанную строчку промокали промокашкой. А в современных тетрадках и промокашек-то нет! А ведь ими можно было не только промокать, на них можно было и писать что-нибудь, например, записки друг другу, и рисовать, если урок был скучный. А ещё можно было оторвать кусочек промокашки, скатать его в шарик и запустить в затылок кому-нибудь…
Но за такие проделки можно было схлопотать и замечание от учительницы, а ещё хуже – запись в дневник и двойку по поведению.
Кстати, в 60—70-х годах прошлого века в конце каждой недели в дневники учащимся выставлялись оценки и по поведению за неделю, и по прилежанию. И как же гордились родители, когда в дневниках их чад гордо стояло: «Поведение – 5. Прилежание – 5». А ещё в конце года грамоты могли получить не только сами учащиеся, но и их родители – за хорошее воспитание сына или дочери.
С четвёртого класса нас принимали в пионеры.
И что бы там сегодня ни говорили про идеологическую составляющую детских организаций, в пионеры мы вступали с радостью, особенно гордились те, кого принимали первыми. И в почётном карауле стояли с гордостью.
И "Пионерскую правду" выписывали и читали от первой страницы до последней.
Вот в комсомол уже не все рвались. Хотя понимали, что некомсомольцам будет труднее поступить в институт. Поэтому некомсомольцев в нашем классе практически не было. Ну, может, один-два человека. Зато если перед кем вставала перспектива быть исключённым из комсомола, то это была практически трагедия. Правду сказать, исключали из комсомола ну очень редко, для этого нужны были основания не просто веские, а тяжеловесные.
Продолжение следует…