Найти тему
Материк книг

"Уроки французского" В. Распутина. Некоторым учителям стоило бы их посетить

Оглавление

Учителей в жизни каждого человека много. Но не каждому посчастливится встретить Учителя с большой буквы. Того самого, про которого Некрасов писал:

Учитель!
Перед именем твоим
Позволь смиренно
Преклонить колени.

Про меня

Впервые это стихотворение я прочитала во 2 или 3 классе. Фотограф приходил. И сделал фото каждого ученика в рамочке. А на рамочке слова эти были. Фотография была ужасная, с какой-то ретушью, где дети выглядели, прямо скажем, страшновато)

И строки эти, помню, резанули меня своим несоответствием. Потому что учительницу на то время я знала еще только одну. Первую. И она была совершенно не из тех, перед кем хочется преклонить колени.

Потом разные были учителя. Плохие, хорошие. По большей части, наверное, все же, хорошие. Но таких чутких, как в рассказе Распутина, не встретилось. Может, времена изменились, а может, я просто не нуждалась в их повышенном внимании.

Про рассказ

"Уроки французского" читают в 6 классе. Многие, наверное, забыли уже сюжет. Я на днях его перечитала. Сильный рассказ. Послевоенное время. Мальчик живет в деревне с мамой. Живут трудно, еды не хватает. Но учится он настолько хорошо, что принимают решение продолжать учебу в райцентре.

Живет он там у тетки. Сложно, голодно, бедно, все мысли о еде и доме. В итоге начинает играть на деньги и часто выигрывает у местных. Что, естественно, не нравится главарю. Его избивают. Учительница обращает внимание на это, узнает, что играл на деньги. Учительница молодая, но отлично понимает, каково мальчику.

Она пробует все способы, чтобы как-то облегчить ему жизнь, хотя бы накормить. Но он отказывается от любой помощи: посылку "якобы из дома" возвращает, на дополнительных занятиях дома у учительницы отвергает любое угощение. Тогда Лидия Михайловна решается на отчаянный шаг: начинает сама играть с мальчиком на деньги.

-2

Их застает директор. Конечно, понимает всё превратно. Учительницу увольняют, а через пару месяцев мальчику приходит посылка. "Аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока", - пишет Распутин. Потому что рассказ автобиографический. Все это было на самом деле. И когда "Уроки французского" был напечатан, учительница откликнулась. Вот так через годы они встретились - учительница и ученик.

Удивительная история. Советую перечитать. Ярко написано, а какой язык! О смысле что говорить? И так все понятно. Есть такие ситуации на свете, когда нет черного и белого, можно и нельзя. Сложные ситуации. Об этом пишут классики.

Про школу сына

Почему я написала в заголовке, что такие уроки стоит посетить некоторым современным учителям. Я училась в школе, потом в ВУЗе, еще на курсах, а теперь я могу пообщаться с учителями еще в одном статусе - мамы.

И это, вам скажу, совсем другой ракурс) Я-то наивно думала, что учителя - люди, которые служат Идее. Ну хотя бы в идеале, стремятся к этому. Поэтому когда на собрании в 5 классе учительница сказала, что, мол, детей мы ваших уважаем, а любить не обязаны, меня она как-то резанула.

Мало того, я написала свои мысли об этом на другом моем канале и, к моему удивлению, приходили некоторые учителя и выдавали такую бурную реакцию в комментариях, что пришлось их даже удалять.

Думаю, учителя, подобные Лидии Михайловне, еще остались. Ведь люди не меняются. Да и здесь, в Дзене, я встречала каналы неравнодушных учителей, которые действительно увлечены своим делом и, думаю, не прошли бы мимо ребенка в сложной ситуации.

А вы как думаете, включает ли профессия учителя подобную чуткость, нужна ли она, или такие как Лидия Михайловна из рассказа просто "превышают полномочия" и лезут не в свое дело, наживая проблем?