Наткнулась на это стихотворение случайно, читая сборник разных поэтов. Как-то резануло вот это повелительное "не смейте". Задумалась, как изменилось отношение к школе и учителям. Тема, больная для многих. И неоднозначная. У каждого свой опыт и встречаются противоположные точки зрения.
Стихотворение написано в 1966 г. "Оттепель", барды, некоторая свобода, поэзия, кино, творчество. Все светло, лирично, радостно. Образ учителя прекрасен. Это человек, которого уважают. Интеллигент, образованный, начитанный, умный. У него глобальная цель - воспитание нового поколения.
Кино создает образ честного, искреннего учителя. Например, как в фильме "Доживем до понедельника". Из книг мне приходит в голову только не самая, наверное известная, но очень яркая "Страшный Крокозавр и его дети" Голицына. 1965 г. и "Уроки французского" Распутина, конечно. А вот и стихотворение Дементьева:
Здесь два момента
Первый. Почему ученики потом не возвращаются, не хотят навещать учителей в школе, рассказывать об успехах? Да потому, что для них это просто этап в жизни, причем не лучший. Это для учителей школа – вся жизнь. А у учеников нет потребности возвращаться туда, где пережил немало, скажем так, разных минут. Чаще не очень хороших.
И да, тянет в бывшую школу обычно тех, кто учился плохо. Чтобы доказать, что в жизни они чего-то добились, а прогнозы учителей не оправдались. Таких учителей, о которых пишет Дементьев, по пальцам пересчитать. К ним возвращаются. Но это, как настоящая дружба или любовь, встречается редко.
Второй. Сдается мне, что и учителя вовсе не спят и видят, как бы пообщаться с выпуском 10-летней давности. Чужие люди, да и говорить-то не о чем. Представляете, скольких детей за жизнь видит учитель? И вот прямо к каждому сердцем привязан, ага.
Моя школа
Теперь расскажу о своих учителях. Я закончила школу, ВУЗ, курсы доп. Образования и несколько лет училась в муз. школе. Достаточно, чтобы повидать разных учителей. Настоящих, «тех самых» только двух видела. И на том еще спасибо.
С первой учительницей мне не повезло. 35 человек в классе. Очень сухая женщина. Урок оттарабанила – идите. Вообще не помню, чтобы обратила на меня хоть какое-то внимание за всю начальную школу.
В средней школе у нас была классная руководительница Надежда Васильевна. Это была учительница старой школы. Вела она географию. Очень колоритная. Вот она-то и была настоящим Учителем.
Географию мы знали все. Я до сих пор помню столицы чуть ли не всех государств мира) Когда я училась в школе, она была уже пожилая. А раньше ходила в походы по всей России, с учениками причем. Много где побывала, видела то, о чем рассказывала, а не просто в книгах читала.
Училась я в 90-е. Аккурат в перестройку. И вот остальные типажи в школе были – это просто как на подбор. Из людей полезло всё. Например, наша учительница истории. Дама в годах. Казалось бы – учитель старой школы. А вот и нет вам. Боевой раскрас, ярко-рыжие волосы и постоянные рассказы то про Порфирия Иванова, который про систему оздоровления, то еще про каких-то подобных. А историю вы сами выучите – дома.
Физику и химию преподавали дамы, недавно закончившие институт. Одна ходила в кружевном боди, не считая это нижним бельем. Вторая красила ногти прямо на уроках. Математичка была молодая тоже, но адекватная. Эдакий «синий чулок», но для школы нормально. Англичанка вела интересно уроки. Учебники были занятные и даже фильмы показывала. Учительница русского была старой школы, давала добротные знания и в общем, прививала любовь к литературе.
И что в итоге? Половина учителей в нашей школе – случайные люди, которых мягко говоря, уважать не за что. Общий настрой в школе 90-х хорошо передан в книге Иванова «Географ глобус пропил». Распущенность и непрофессионализм. Авторитет учителя упал, потому что оказалось, что чтобы хорошо жить, нужно не на пятерки учиться и вообще учиться, а "уметь вертеться".
Когда я поступила в институт, предприимчивые профессора занялись бизнесом, не скрывая этого. Достойный учитель там тоже был только один. И тот «залетный». Сам он был из Москвы, не знаю, зачем ему понадобилось провести полгода в провинции, но свой предмет – английский – он преподавал блестяще. Ученики всегда чувствуют энергию вот эту, приободряются, смотрят в рот, успеваемость растет. Но, конечно, он у нас не задержался.
Я пришла к выводу, что в школе могут успешно работать только люди, способные подзаряжаться от детей энергией и сами ее отдавать. Иначе и получаются вот такие перекосы. Сын сейчас в начальной школе. Считаю, с учительницей повезло. Она как раз такая – уже в возрасте, но глаза горят, энергия так и брызжет. Видно, что любит свое дело. Для детей именно это главное, а не просто академические знания. Кстати, авторитет учителя и ценность знаний сейчас, по моему мнению, растет. Перестройка осталась в прошлом, специалисты вновь стали востребованы.
Что сказать про современную школу? Хорошие учителя были редкостью тогда, и сейчас тоже. Проблемы изменились, но меньше их не стало. Тогда была косность, следование «линии партии», перегибы. Сейчас – равнодушие, куча отчетов и бумажной волокиты для учителя, очень большая занятость помимо уроков всем, чем только можно.
Наша школа, например, феерит конкурсами, поделками, олимпиадами, внеклассной деятельностью просто постоянно. Тогда детей воспитывали все, кому ни лень, сейчас – часто никто. Точнее, обзорщики из Ютуба.
Не считаю, что «тогда было лучше». В каждом времени – свои проблемы. А вы что думаете?
Ставьте лайк, подписывайтесь на канал. Здесь еще много интересного: