Найти в Дзене
С Богом по жизни

БОЖЬЕ ПРОВИДЕНИЕ В ВОЗВРАЩЕНИИ ИАКОВА

Божье провидение в жизни Иакова, как и Его прямая команда, побудили патриарха начать готовиться к возвращению в Ханаан Бог благословил неординарный метод Иакова по выведению пород животных большим успехом (Быт. 30:37-43). Увеличение поголовья его стада и соответствующее уменьшение количества животных Лавана стало причиной угрожающего изменения в отношении к Иакову сыновей Лавана. Они завидовали его процветанию и подозревали, что он каким-то нечестным способом отнял собственность их отца, тем самым уменьшив их будущее наследство. Иаков понял, что ситуация становилась опасной, особенно когда увидел, что и Лаван стал относиться к нему совсем иначе (Быт. 31:1, 2). Бог сказал Иакову: «Возвратись в землю отцов твоих… и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Это было фактически то же обещание, которое Бог дал Иакову в Вефиле за двадцать лет до того (Быт. 28:15). Иаков посоветовался со своими женами, рассказав им о Божьем повелении возвратиться в Ханаан из-за растущей враждебности к нему со стороны их с

Божье провидение в жизни Иакова, как и Его прямая команда, побудили патриарха начать готовиться к возвращению в Ханаан

Бог благословил неординарный метод Иакова по выведению пород животных большим успехом (Быт. 30:37-43). Увеличение поголовья его стада и соответствующее уменьшение количества животных Лавана стало причиной угрожающего изменения в отношении к Иакову сыновей Лавана. Они завидовали его процветанию и подозревали, что он каким-то нечестным способом отнял собственность их отца, тем самым уменьшив их будущее наследство. Иаков понял, что ситуация становилась опасной, особенно когда увидел, что и Лаван стал относиться к нему совсем иначе (Быт. 31:1, 2).

Бог сказал Иакову: «Возвратись в землю отцов твоих… и Я буду с тобою» (Быт. 31:3). Это было фактически то же обещание, которое Бог дал Иакову в Вефиле за двадцать лет до того (Быт. 28:15).

Иаков посоветовался со своими женами, рассказав им о Божьем повелении возвратиться в Ханаан из-за растущей враждебности к нему со стороны их семьи. Он напомнил им, как двадцать лет верой и правдой служил их отцу, и все же тот много раз мошенничал и обманывал его с вознаграждением. Он также обратил их внимание на то, что Лаван грубо нарушал свои договоренности всякий раз, когда результаты были не в его пользу.

Рахиль и Лия согласились, что отец не только обманывал Иакова, но и их с детьми лишил доли наследства, истратив то, что за них выручил, и относясь, как к «чужим». Они сказали мужу: «Итак, делай все, что Бог сказал тебе» (Быт. 31:14-16). Поэтому Иаков взял жен, детей, весь свой скот и все свое имущество и отправился в землю ханаанскую, ничего не сказав тестю. Прежде чем уйти, Рахиль – без ведома мужа – похитила у Лавана домашних идолов (Быт. 31:17-21).

В этой быстро ухудшающейся ситуации Иаков пришел к правильному решению: лучше найти путь к миру, чем конфликтовать, даже если другие будут смотреть на тебя как на убегающего труса. Позже Иисус учил Своих учеников демонстрировать именно это качество: «Блаженны миротворцы»; «…не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:9, 39). Хотя Лаван не применял физического воздействия к Иакову, многие годы он унижал патриарха. И все же теперь, в критический момент, Иаков решил «не воздавать злом за зло» (Рим. 12:17) и уйти мирно и как можно скорее. Иаков, наверное, понимал, что, какими бы трудными ни были для него эти двадцать лет в Харране, они не прошли даром. По Божьему провидению, он был благословлен большой семьей, в изобилии крупным и мелким рогатым скотом и имуществом, что позволяло содержать семью в Ханаане. Не исключено, что дурное обращение со стороны Лавана было необходимой частью Господнего плана выработки в патриархе благочестия.

Невидимая рука Божья продолжала действовать, защищая Иакова от гнева и ложных обвинений Лавана

Лаван и его родственники несколько дней преследовали Иакова. В это время Лавану явился Господь и предупредил: «Берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого» (Быт. 31:24). По сути, Бог не позволил Лавану помешать исполнению желания Иакова вернуться в Ханаан с женами, детьми, пастухами и скотом. И все же Лаван был очень зол на Иакова и выдвинул против него ложные обвинения, что тот якобы увел его дочерей и внуков, «как плененных оружием», не дав ему должным образом проститься с ними. На эти обвинения Иаков ответил, что боялся, как бы Лаван силой не забрал у него жен и детей. Он также заявил, что невиновен в краже богов. Чтобы подчеркнуть свою невиновность, он сказал, что всякий, кто взял эту собственность, непременно умрет. Это поспешное заявление могло привести к смерти его любимой Рахили. Однако поиски Лаваном украденной собственности ни к чему не привели. Не найдя домашних богов или каких-либо других украденных предметов в вещах Иакова, он был смущен и раздосадован. А с Иакова было снято бремя ложных обвинений, выдвинутых его дядей (Быт. 31:31-35).

Весь этот эпизод поисков пропавших богов, устроенных Лаваном, одновременно абсурден и трагичен. Настоящих богов нельзя потерять или украсть. Библейская концепция потерянности сильно отличается от этого сценария: теряются люди, а не боги. Как овцы самовольно или по неосторожности удаляются от пастуха, так и люди уходят от Бога. Добрый пастырь (Бог в Ветхом Завете и Христос в Новом Завете), который ищет пропавших, обладает знанием и способностью найти их и вернуть в стадо (Быт. 49:22-25; Пс. 22:1-6; 39:9-16; Лк. 15:3-7; Ин. 10:10-18).

Наконец Иаков излил свой гнев на Лавана. Он потребовал объяснения за двадцать лет незаслуженных унижений со стороны Лавана. Он отверг обвинения тестя в нечестности и потребовал предоставить свидетельства каких-либо нечестных поступков с его стороны.

С одной точки зрения, дурное обращение Лавана с Иаковом можно считать справедливым, если принять во внимание, как он смошенничал и обманул своего отца и брата. В этих событиях действовало Божье провидение. Иаков должен был узнать, что «путь… беззаконных жесток» (Прит. 13:16). Возможно, позволив патриарху терпеть такое обращение, Бог постепенно создавал в нем нужные качества и учил тому, чему позже будет учить Иисус: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Главный грех Иакова в Ханаане состоял в том, что он делал себя центром вселенной и был готов растоптать всякого – отца ли, брата ли, – кто стоял на его пути. Теперь ситуация изменилась.

Находящиеся под Божьей защитой должны, как Иаков, приветствовать мирное сосуществование, а не пытаться отплатить местью

Божье предупреждение Лавану во сне, безрезультатные поиски украденных вещей в багаже зятя и убедительная защита Иакова ясно дали понять Лавану, что он побежден. Вечный обманщик, он пытался утверждать, что это с ним поступили несправедливо. Не признавая, что он ложно обвинил Иакова, Лаван продолжал настаивать, что его дочери, их дети и весь скот фактически принадлежат ему. Желая выглядеть миротворцем, он предложил заключить с Иаковом мирное соглашение как свидетельство между их двумя группами людей (Быт. 31:43, 44).

Дав согласие на союз, Иаков поставил каменный столб, тогда как остальные набрали камней и свалили их в кучу во свидетельство, которое должно было гарантировать мирные отношения двух кланов. Лаван сформулировал соглашение так, будто его зятю нельзя доверять, будто он станет плохо обращаться с его дочерьми и нарушит договор. Он явно не признал себя ответственным за разрыв отношений между двумя семействами. Он считал Иакова виновником, которого нужно держать в узде. Холм из камней должен был стать дозорной башней и границей между двумя кланами, которая бы навсегда разделила их (Быт. 31:45-52).

В соответствии с ближневосточным обычаем люди Лавана и Иакова вместе ели и поклялись не нарушать договор (см. Быт. 26:26-33). На следующий день рано утром Лаван поцеловал дочерей и внуков, благословил их и со всей своей компанией ушел в Харран. Лаван очень плохо поступал с Иаковом, но патриарх не стал воздавать своему тестю по заслугам.