9 февраля закончила читать. Почему отчет так поздно пишу? Потому что 10, 11, 12 февраля у меня были мероприятия (о них тоже отчеты будут), а после - работа. Суетливая, изматывающая, все время на ногах, и к вечеру отказывает голова.
Итак.
Данная книга - седьмая и последняя (по крайней мере, на данный момент) из серии "Фаэтон". Данная серия что-то вроде научной фантастики, псевдоистории, исторических фактов и неуемной фантазии авторов. Является ли данная книга совсем-совсем последней или будет продолжение - я не знаю. Если честно, мне хватило. Возможно, поищу продолжение (если оно есть), возможно, нет (не огорчусь). Каждая написана со знанием истории. Будь то история средневековой Франции (чем, собственно, меня и зацепило почитать начало как оказалось серии книг), Древнего Египта, Японии XIX века, Ближнего Востока, американского Перу времен до колонизации, средневековой Византии, древнего Израиля или Киевской Руси. Язык написания вполне себе грамотный и изложение интересное, научные объяснения (которых больше всего как раз в первых книгах) логичны и понятны, слабовато оформлены характеры героев - авторы больше упирали на действие и историю, чем на чувства, анализ или душевные терзания. Элементы шпионского и детективного романа тоже присутствуют. Но они не оттягивают внимание читателя на себя. Как перчик в еде. Короче, в целом серия мне понравилась.
Теперь о конкретной книге.
Сразу скажу, что в ней описан период русской истории времен Великой Смуты - времени после смерти Ивана Грозного. Период, надо сказать, мне мало известный (только со времен школьного преподавания) и не слишком интересный (так уж случилось, что мне больше по душе средневековая Европа, чем родная страна, чью историю я знаю меньше). Когда делала самостоятельные попытки разобраться в причинах, воспоследовании, чередовании всяких самозванцев, Семибоярщине, ополчениях (оказывается, их было не одно - Минина и Пожарского), мне это удавалось плохо: слишком сумбурны события, слишком сумбурно изложены разными авторами, которые противоречат друг другу, а иногда и самим себе. Поэтому, приступая к данной книге, я заранее отключила свою аналитическую часть, боясь запутаться в событиях, и отдалась чтению как именно что приключенческому роману, пусть и с исторической составляющей.
Предыдущая книга окончилась полной катастрофой для одного из троицы друзей, о которых, собственно, и написана серия: из-за близкого контакта с Ковчегом Завета у Ивана Оболенского произошло замещение личности, потеря памяти или временное помешательство, благодаря которому в наше время он вернулся человеком, который напрочь забыл, что он Иван Оболенский, но благодаря полученным в тренировочной школе знаниям по истории, считавшим себя пророком. Если честно, я ожидала развития данной линии повествования. Но его не случилось. А жаль. Ибо в данной книге его пролечили, привели в себя и даже дали опекать новенького "хронопилота". Душевные терзания Ивана, пришедшего себя и осознавшего, что с ним случилось, вылились в его постоянное самоедство. Его любовь к Ане натыкалась на стену ее недоверия, презрения, обиды и отторжение. Что тоже не приводило его в восторг. Параллельно в романе проходит линия влюбленности еще одного члена команды - Сергея и врача Натальи. Ну и неожиданно для этой серии - мистика: каркающие вороны, которые появляются то в нашем времени, предупреждая о чем-то, то в прошлом, куда были закинуты "хронопилоты".
Но по порядку.
В ходе эксплуатации машины времени "Фаэтон" было выяснено, что американцы тоже ведут исследования в этом направлении (в одной из книг даже было целое расследование со шпионом, передавшим технологию машины в Штаты), но не так успешно. Хотя, тоже шляются по временной шкале. И однажды НИИВ (Научно-исследовательский институт времени) засек несанкционированное проникновение в XVII век в ничем не примечательный городок на Балтике. А потом еще одно. Как оказалось, некий сотрудник американской корпорации, которая занимается перемещениями во времени ("Лаборатория Т"), с помощью своих друзей сбежал из психушки, куда его поместили за неуравновешенность и неадекватность поведения, прихватив одно из устройств перемещения. Как результат - данный человек очень хотел изменить историю. Являясь потомком эмигрантов из послевоенного Советского Союза, он решил вернуться во времена смуты, чтобы направить историю страны (а заодно и свою) в другое русло, при этом прихватив современное оружие. С нашей стороны исправить ситуацию взялся Иван Оболенский, мучимый виной за свое неадекватное поведение в прошлый "полет", который чуть было не стоил жизни его товарищам. Новая технология "Фаэтона", благодаря которой не надо было зависеть от времени пребывания в прошлом, помогла ему освоиться на месте: он и его новый напарник-стажер попали ко времени смерти царевича Дмитрия. Надо сказать, что, когда я читала отчеты Шуйского о расследовании смерти царевича, у меня было мало сомнений в их достоверности - царевич умер во время приступа эпилепсии, зарезавшись сам. И авторы придерживаются той же версии. Однако, читая их изложение, у меня стали закрадываться сомнения. Хотя, повторяю, авторы придерживались версии несчастного случая. Ввиду неопытности стажер пострадал, и операцию пришлось временно свернуть, вернувшись в наше время.
Постепенно вникая в историю Смутного времени, я все больше запутывалась в нем. Согласно советской школьной программе, Лжедмитриев было три. Первый хорошо известен - монах-расстрига Григорий Отрепьев, второй - непонятно кто, в разных источниках называвшийся по-разному, а третий - вообще проходил в учебниках тенью без имени. Однако, согласно авторам, этих самых Лжедмитриев было целых семь. Причем имена большинства авторам известны. Не знаю, откуда. Может, выдумали сами, может, вычитали там, где не читала я. Одно верно: Десмонд Олби - тот самый потомок эмигрантов - решил занять место одного из Лжедмитриев (благодаря сходству внешности с Григорием Отрепьевым) под именем "чудом спасенного царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного", да еще с современным оружием в качестве козыря. И этому надо было помешать Ивану, который вторым заходом в данное врем проник в его ближний круг, и его другу, Александру Ветрову, направленному его страховать и попавшему в лагерь противника. Хотя, во время Смуты трудно определить, где чья сторона: судя по изложению авторов, переходить с одной стороны на другую, на третью и еще бог знает какую было в порядке вещей у любого человека. Равно как и сесть на царский трон мог, по мнению авторов, совершенно любой. Хоть нищий с паперти, хоть заросший казак с Запорожья, хоть король Сигизмунд, хоть любой шляхтич-поляк. Такое чувство, что трон - это был общественный туалет: любой норовил через него пройти. А странные сражения в средневековье с помощью пулемета и захват крепостей с помощью динамита - это уже на совести фантазии авторов. Поскольку я не нашла "странных" сражений в историческом описании.
Логика действий русского народа в то время в изложении авторов мне вообще непонятна: стадо баранов, которые молчали, когда ими правили непонятно кто и непонятно откуда. И вдруг проснувшееся сознание и гордость за Русь! Второе ополчение, глав которых (Минина и Пожарского) хотели устранить Десмонд Олби и его соратники, чтобы изменить историю, вдруг приобрело всерусский масштаб: русские вдруг осознали, что им нужен один царь, покой и стабильность в их полях и избах. Избрание Михаила Федоровича, вернее, его предыстория, авторами дана весьма своеобразно. А подвиг Ивана Сусанина - вообще неожиданно. Десмонд Олби окончательно сошел с ума, полностью отождествив себя с царевичем Дмитрием (даже не с Григорием Отрепьевым), и был убит одним из своих соратников, который хотел занять его место. Но череда Лжедмитриев порядком утомила войско. И данный неудачник утонул в болоте, когда пытался найти Михаила Федоровича вместе с матерью (тот самый подвиг Сусанина).
Конечно, я изложила очень кратко и очень схематично. Поскольку, как я сказала, разобраться с исторической точки зрения со временем Великой Смуты может только очень трезвомыслящий человек с холодной головой, крепким аналитическим умом и без эмоций в сердце. У меня это получилось плохо. Если лучше получится у вас - значит так тому и быть.
Окончание романа позитивное: плохие люди наказаны, история вернулась в свое русло, а троица авантюристов более или менее примирилась. Любовь Сергея и Натальи в романе особого развития не получила - просто была как факт. Отношения Ани и Ивана не стали прежними, но ее радость от его возвращения растопила ее же отчуждение по отношению к нему из-за его "помраченного состояния" в прошлом. Черный ворон несколько раз каркнул напоследок и улетел. Конец истории.
Или начало новой?
Читать или не читать данную серию или книги по отдельности - дело ваше. Мне же понравилось.