Найти тему

Мадонна со скандальной славой.

В сегодняшнем рассказе отвлекусь от темы непосредственно путешествий и немного порассуждаю об искусстве.

Фото автора
Фото автора

В июле 2021 у нас была длинная стыковка в Москве после посещения Калининграда. Это время использовали для погружения в мир прекрасного – пошли в мой любимый Пушкинский музей, точнее говоря, посетили Галерею искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков. Здесь я еще не бывал, и оказалось очень интересно увидеть вживую многие произведения, с которыми знаком с самого раннего возраста.

Но, помимо увлекательного процесса узнавания, происходило и знакомство с вещами, о которых не подозревал ранее или знал лишь понаслышке. У некоторых картин я надолго останавливался – настолько сильное впечатление они производили.

Фото автора
Фото автора

Так я застрял у «Мадонны перед чашей с причастием». Это произведение принадлежало кисти знакомого уже мне Жана Огюста Доминика Энгра – в свое время я уже писал о его работе, выставленной в Лувре, так называемой «Большой одалиске», прославившейся крайней неестественностью изображенной там девушки. Еще одну известную картину Энгра «Источник» я видел в музее Орсэ – она тоже оказалась не без странностей и условностей.

Тем не менее Энгр в первой половине 19-го века был признанным мэтром академизма и пользовался бешеной популярностью. Поэтому не случайно именно ему наследник русского престола Александр заказал изображение Богоматери. Но когда работа была выполнена и привезена в 1841 году в Россию, то вызвала скандал. Энгр едва сумел выцепить свой гонорар.

В отличие от веденных мною картин мэтра, Мадонна здесь изображена очень естественной. Но…от выражения ее лица, позы на зрителя веет такой жесткой отстраненностью и превосходством, что буквально мурашки по коже. Это может быть богатая дама, осознающая свое высокое положение, но никак не Богоматерь… Посмотрите на классику – «Сикстинскую Мадонну» Рафаэля (а Энгр считал себя преданным последователем великого итальянца). Разница в энергетике картин ошеломляет. Видимо это почувствовали зрители в России и картина оказалась забракованной.

Фото автора
Фото автора

Не знаю хотел, Энгр такого эффекта или нет, но произведение получилось очень сильным. Другое дело, что заказчик получил совсем не то, что хотел, а картина отправилась в музей. И я реально попал под ее, скажем так, отрицательное обаяние – здорово она меня зацепила. Вот ведь как бывает – мимо одних картин проходишь, не останавливаясь, а у других можешь провести долгое время, рассматривая и подмечая все новые и новые детали.

Хотите узнать, в каком аэропорту лучше всего отдохнуть между перелетами?

Хотите узнать все о наших путешествиях в Париж и на Канары, в Чехию и Германию, в Австрию, Словакию и Венгрию, в Тунис, на Кипр, в Италию , в Испанию , в Эстонию , а также по России - читайте и подписывайтесь на канал "Странствия дилетантов " . <--Кликать сюда