Современные дети кажутся обычному человеку довольно шустрыми во всём, что касается современной техники. Все эти смартфоны, сенсорные экраны и умные колонки — только дай в руки, во всём разберутся. Это обманчивое впечатление.
Работая учителем информатики в школе, я оказывал услуги по распечатке и ксерокопированию — много денег на этом не заработать, но хоть к остальным учителям с такими просьбами не пристают.
И вот, однажды приходит на перемене ко мне ученица Вика (имя изменено). 8 класс, звёзд с неба не хватает, но что-то на уроках отвечает, и имеет «4» по моему предмету.
- Александр Александрович, распечатайте мне информацию об Иване Грозном.
- Без проблем. Давай флешку.
- Какую флешку?
- Ну, или не флешку. Где у тебя файл с текстом?
- А нужен файл?
И глазами так: *хлоп-хлоп*.
Я уже понимаю, что где-то в обучении был допущен серьёзный промах, и объясняю:
- Садись за компьютер, создай документ, и вставь в него нужную тебе информацию.
Вика умчалась за компьютер, благо, операциями создания документа, копирования и вставки она точно владела, это я знал. Через 5 минут подходит, и заявляет:
- Я сделала!
- Где файл?
- Ну, на рабочем столе. *хлоп-хлоп*
- Как я тебе его с твоего рабочего стола распечатаю? Скопируй файл в сетевую папку.
- Туда, где мы все практические работы на уроках берём?
- Да.
И вот, спустя ещё несколько минут возни (первый раз был скопирован пустой файл — она вставила текст, но не сохранила сам файл), я наконец открываю файл.
- Тут восемь страниц, все печатаем?
- Нет, это много. Мне нужно страницы две.
- Вика, тебе надо было самой сделать столько страниц, сколько нужно.
- Ну откуда я знала? *хлоп-хлоп*
- Может, шрифт поменьше сделать? Зачем тебе 22-й размер?
- Ну сделайте.
Наконец, документ распечатан, довольная ученица умчалась на урок, а я остался в недоумении. Да, это безусловно моя недоработка. Как так получилось, что ученик выполняет все работы на «хорошо», а всё его представление о печати документов — это добрые фиксики, высовывающие листочки из принтера?
Вот такая странная ситуация. Справедливости ради замечу, что большинство детей таких пробелов в знаниях не имеет, и готовят файлы заранее. Но и подобные "Вике" экземпляры не единичны.
Мы думаем, что ребёнок знает и умеет. Ребёнок тоже думает, что знает и умеет. Иногда это совсем не так, и пусть все эти смартфоны и гаджеты, которыми он так ловко пользуется, не вводят вас в заблуждение.