Семейная жизнь средневековых королей начиналась с непростых испытаний: мало того, что жениться приходилось не по любви, а по расчету, так еще и в первую брачную ночь у супружеского ложа собиралось множество свидетелей. Они должны были подтвердить, что брак состоялся фактически, а не только в церкви и на бумаге, и лишь после этого жених и невеста могли считаться полноценными супругами. Кто же присутствовал в королевской спальне в такой ответственный момент?
Английская строгость
В Англии консумацию брака обычно фиксировала почтенная матрона — женщина в возрасте. Она подтверждала исходную невинность невесты и свидетельствовала, что брачная ночь свершилась, а заодно следила за тем, чтобы новобрачные соблюдали нормы морали.
Впрочем, в королевской спальне могла собраться и большая компания опытных родственниц во главе с матерью жениха.
Французские церемонии
Во Франции наблюдать за новобрачными в ночь после свадьбы приглашали знатных вельмож, ближайших родственников короля и даже архиепископа. Людовику XIII и Анне Австрийской пришлось начинать семейную жизнь и вовсе под присмотром медиков: молодой король был настолько замкнут и застенчив, что одна мысль о том, что ему придется остаться наедине с женщиной, пугала его до полусмерти. В результате слуги отнесли Людовика в спальню в бессознательном состоянии, и на помощь пришлось призвать лекарей.
Сыну нервного папаши, Людовику XIV, повезло больше: появление в спальне королевы-матери в сопровождении нескольких дворян так сильно смутило его невесту, испанскую инфанту Марию Терезию, что королева Анна решила пойти на неслыханное нарушение этикета, и молодых предоставили самим себе.
Что еще почитать по теме
- Средневековье и секс: как тогда зачинали и рожали детей
- Безобразная античность: что происходило на богатых пирушках того времени
- Средневековое правосудие: как наказывали бедных и как богатых
Польские забавы
В Польше молодоженов провожала в спальню целая толпа наблюдателей: священники, вельможи, гости из-за границы. Епископ произносил молитву о «краже непорочности» и кропил ложе новобрачных святой водой. Гости рассаживались на стульях вокруг королевской постели, жених и невеста — напротив. Присутствующие обменивались недвусмысленными шутками, эротическую атмосферу разбавляли играми и стихами. Но к полуночи молодоженов все же оставляли наедине, а о том, все ли прошло благополучно, судили по подарку, который король на следующий день посылал супруге с придворными.