Найти тему
GowiththeWind

Как пройти в библиотеку?

Да-да, я задала этот странный вопрос двум мужикам у супермаркета, явно не настроенным на культпоходы. Ну а что делать, если указатель направлен в их сторону, а ничего похожего на библиотеку не наблюдается? Это вот мое нетерпение, моя торопливость на пути к Прекрасному меня слегка сбила с пути. Еще бы не спешить – в библиотеке им. Н.А.Некрасова шел фестиваль «Ай да Белкин!», целиком посвященный, как нетрудно догадаться, одной книге Александра Сергеевича Пушкина. А в завершение фестиваля должен был состояться концерт Петра Налича.

Мероприятие, прямо скажу, впечатляющее: прям вот с 16.00 и фактически до ночи, на трех этажах, в режиме нон-стоп. Фестиваль шел один день, 18 февраля – зато суббота, удобно. В фойе и на этажах толпилась масса народу и было большое оживление. Меня, как и моих товарищей, конечно, привлек концерт, но, вспоминая чудный вечер у отца Алексея (о нем читайте здесь), захотелось как-то упрочить свои позиции в библиотечных пространствах – я заодно записалась на часть программы, непосредственно предшествовавшую концерту, – чтение «новых повестей Белкина», то есть сочинений современных авторов, написанных немного в подражание, немного по мотивам – короче, в той или иной мере вдохновляясь пушкинскими произведениями. И как оказалось впоследствии, таких хитрых, как я, в зале оказалось не так уж мало.

-2

Начну с искренней благодарности организаторам фестиваля – и не только за идею пригласить моего любимого музыканта. Задним числом посмотрела всю запись трансляции, которая, правда, ограничивалась вторым этажом – но остальное в программе, совпадая по времени, как я понимаю, имело более интерактивный характер. В трансляцию попали несколько лекций специалистов-литературоведов. Как сочинялись «Повести Белкина», какие события из жизни самого Пушкина на них повлияли, какие литературные и даже фольклорные традиции стоят за сюжетами, где там надо искать критику масонства, а где итальянский карнавал – масса интереснейшей информации о Пушкине, книге и эпохе. В общем, рекомендую. Можно смотреть и сейчас, трансляция лежит здесь. Вела эту часть фестиваля директор библиотеки Мария Александровна Привалова.

-4

Следующий большой кусок программы – «Новые повести Белкина» – я слушала уже живьем. Честно говоря, такая подача всегда опасна для современного автора, потому что прямое сравнение будет неизбежно и его неизбежно не выдержит никто. Хотя, с другой стороны, больше проникаешься гениальностью пушкинской прозы, ее лаконичностью и многослойностью, со всеми многочисленными отсылками и аллюзиями, – характеристика «энциклопедия русской жизни в прозе» в тот день прозвучала тоже.

Слева – Павел Пепперштейн
Слева – Павел Пепперштейн

Хотя, надо признаться, повеселил Павел Пепперштейн своей магической белкой и в целом темой пургометства («Дупло», седьмая повесть Белкина). Белкин в исполнении Алексея Сальникова (восьмая повесть Белкина, «Упрямец») оптимистичностью скрадывал длинноты, и оптимизм все-таки выгодно отличал первых двух авторов от Романа Сенчина (девятая повесть Белкина, «Капитан запаса»). Читали повести актеры Сергей Епишев и Денис Суханов. Кстати, одновременно на первом этаже студенты-МХАТовцы читали настоящие повести Белкина, это даже так и называлось – «Читошная».

А это, между прочим, дерево, которому надо было сдавать вопросы по теме фестиваля. Ведь пушкинские герои вели переписку посредством дупла в большом дереве.
А это, между прочим, дерево, которому надо было сдавать вопросы по теме фестиваля. Ведь пушкинские герои вели переписку посредством дупла в большом дереве.

Не совсем ясно, какая идея вкладывалась в присутствие концерта Петра Налича в программе: кажется, в одном из ранних анонсов промелькнуло, что, мол, романс «В лунном сиянии» упоминается в «Метели». Но если оно и было, то ошибку быстро исправили. Наверное, это более намек, чем прямая привязка: например, Налич – наш современный Пушкин в музыке. Да хотя бы по светлому и легкому общему настрою, часто даже в не самых веселых произведениях. Или вот есть такая тема – то, что мы не понимаем в произведениях Пушкина. А ведь можно открыть и тему «Что мы не понимаем в произведениях Налича» (а он нам активно намекает). Или самый простой вариант: чтобы представить себе некий абстрактный великосветский салон прошлого, где гости не только получают удовольствие от обеда, общения и игры в карты, но и слушают музыку... Ну не зря же возникло это сравнение «человек из позапрошлого века»!

Узнали Ленского?:)
Узнали Ленского?:)

Повеселило, когда в перерыве перед концертом юноша из числа помощников организаторов фестиваля пришел с распоряжением с первого этажа: «Я должен вас попросить освободить стулья и выйти на время, мы все стулья вынесем, потому что должно прийти какое-то огромное количество народу»... Но это самое огромное количество народу, уже в значительной мере представленное в зале, восприняло призыв с очень большим скепсисом. Даже не столько учитывая число людей в возрасте, которым тяжело стоять, – всеобщий опыт подтверждал, что выйти-то можно, а вот потом снова войти и нормально расположиться... «Это что, бунт?» – уточнил юноша. «Да», – ответили ему, уточнив затем: «Тебе сказали попросить? Ты ведь попросил? Ну и всё». Думаю, паника на первом этаже возникла как раз из-за того, что многие решили подстраховаться и прийти на одно мероприятие раньше. Народу непосредственно на концерте прибавилось, но не катастрофически, и разместиться было где.

-8

Концерт был прекрасен. Обстановка библиотеки в принципе не располагает ко всяким буйствам, и в проявлениях восторгов в том числе, но по моим ощущениям, огромное удовольствие получили все присутствовавшие. И Петр отыгрался-таки за 15 января – исполнил песни Вертинского! «Злые духи» мы не слышали, кажется, с благотворительного фестиваля «Галафест» в 2019 году, а «Дни бегут», наверное, года с 2015-го (поправьте меня, если ошибаюсь). Было несколько песен под пианино. По традиции, записи с двух точек:

Прям вот совсем на бис была выпрошена «Гори, гори, любовь цыганки». Кстати вот, цыганские хоры в Москве обосновались еще благодаря графу Орлову-Чесменскому с 1774 года, так что в пушкинской теме светского салона цыганские песни вполне легитимны. У Орлова это, между прочим, был тот самый Соколовский хор (только еще до «Яра»), а граф – еще и автор «самой главной» российской породы лошадей. Об этих пересечениях можно отдельно почитать вот здесь. Ну это так, к слову...

Ну и после концерта, конечно, была очередь к «уютному герою» за автографами, фото и рукопожатиями – все-таки цитата «Если это не любовь, так что же?», вынесенная в название концерта, была выбрана чрезвычайно удачно. Формально все романсы о любви, а тут как-то и пояснять ничего не надо.

-10

За что еще стоит особо поблагодарить организаторов фестиваля – они сделали качественную запись: с хороших точек, с нескольких камер, с чистым звуком. В стандартном случае сокрушаешься, что вообще никакой записи не будет, если видеофеям не получится попасть – а тут вон роскошь какая. В общем, предлагаю перейти к просмотру:)