Столько поэзии и страсти в красивых старинных песнях цыган... Строго говоря, не все они чисто цыганские: есть и "пограничные", русские цыганские романсы или русские песни, перепетые в цыганской манере, и многие из них хорошо известны широкой аудитории как раз в русском варианте. Эти песни влекут нас замысловатыми мелодиями, яркой образностью... Но всегда ли мы понимаем их тексты? Точнее, на первый взгляд простые, даже бытовые их детали?
"Вот "Невечерняя"", - говорит герой Алексея Баталова в фильме "Живой труп", и Маша (ее играет Светлана Тома) поднимается и начинает свой страстный музыкальный монолог. Он достигает кульминации на странноватых словах "Тройку мангэ серопегих, серопегих лошадей". Кстати, в этой сцене применяется довольно частое для советских фильмов "разделение труда": поет здесь не Светлана, это аутентичное исполнение знаменитой цыганской певицы, артистки театра "Ромэн", киноактрисы Сони Тимофеевой. Я бы даже сказала, это во многом эталонное цыганское исполнение. Соня Тимофеева тоже присутствует в кадре - в начале песни сидит по левую руку от Светланы Томы, с белым цветком в волосах.
На первый взгляд слова песни понятны: подайте тройку лошадей. Но вставные цыганские слова добавляют некоторой таинственности: что за "мангэ"? Ну вот сразу этот таинственный флер и развею: мангэ значит просто "мне".
Я, как невеликий спец в музыкальной культуре, все эти тонкости выясняла уже после того, как услышала эту песню в исполнении Петра Налича и заинтересовалась ею. Конечно, Петр не копирует цыганскую манеру исполнения - но почему его так упорно записывали в цыганы на заре его эстрадной карьеры? За убедительность - не иначе...
Вот "Невечерняя"...
В этом исполнении, во время одного из первых концертов Петра с новой программой романсов и народных песен, состоявшегося в январе 2021 года, много добавляет и семиструнная гитара Ивана Жука. В недавнем радиоэфире Петр рассказывал, как может различаться работа с разными музыкантами: есть такие, кому легче в достаточно предсказуемых рамках, а есть более "сольные" по своей сути, способные к спонтанной импровизации. Второе - это вот как раз про Жука. Послушайте, какое у него соло.
Но вернемся, братцы, к тройке. Застоялась!:)
А знаете ли вы, что тройка - исключительно русская упряжка? Средняя лошадь - коренник - запрягается с помощью дуги - по сути деревянной пружины. Дуги гнут лишь из некоторых пород дерева: это вяз, черемуха, как ни странно, дуб. А потому что не всякое дерево выдерживает, после суточного распаривания, гнутье. Полено-заготовка может попросту лопнуть. Так вот, такая хитрая упряжь, с дугой, даже с одной лошадью, - чисто русское изобретение и вне России распространения не имеет. Опять же - потому что дуговая упряжь есть порождение русского бездорожья. Без такой мощной "рессоры" плечи лошади на наших колдобинах были бы постоянно сбиты.
А вот тройке, где три коня в ряд, лучше уж накатанный почтовый тракт. Это очень резвая упряжка: лошади заводят друг друга, а пристяжки при хорошем разгоне могут подхватывать и тащить коренника так, что он пробежит резвее, чем бежал бы один! Тройка - силища. С конца XVIII века стали очень популярны благодаря своей резвости почтовые тройки, а заодно они стали распространены у богатых любителей быстрой езды и гуляний (а также загулов, в том числе с цыганами).
"Тройку мангэ серопегих"! Серо-пегих - знаете, каких?
Масть эта, как можно предположить, составная. Пегий конь - пятнистый. Вот как черно-пестрая или красно-пестрая корова, например. Пятна белые, большие, неправильной формы. Есть, кстати, пегие гончие. Здесь пятнистый окрас - важная деталь: он заметный, а охотник должен легко отличать свою собаку от зверя, чтобы случайно не подстрелить.
Но что интересно - пегая конская масть была популярна именно у цыган. Почему? Ну, во-первых, пегая масть - в понятии культурного коннозаводчика прошлых веков брак. Здесь уместно вспомнить судьбу рысака Холстомера, который, к слову, был даже не пегим, а всего лишь сильно отметистым (с высокими белыми "чулками"), но тем не менее был выбракован несмотря на резвость. В кавалерию пегаша не продать. В большинстве культурных пород пегая масть отсутствует, а значит, пегий конь с большой вероятностью помесный. А вот цыгане такой лошадью брезговать не станут. С другой стороны - форма пежин строго индивидуальна, пегую лошадь всегда легко опознать, что в цыганской среде было полезной особенностью.
Есть даже цыганская порода пегих лошадей. Правда, не у нас, а в Ирландии. У нас вообще с породными лошадьми всегда была напряженка - из самого многочисленного в мире конского населения России породистые лошади насчитывали жалкие проценты... Сейчас, правда, и от многомиллионного этого населения остались еще более жалкие крохи... Ну так вот, Ирландия. Порода эта, достаточно эффектная, с повышенной "волосатостью" ног, называется тинкер. Это имя цыганского народа в Ирландии, но... с ооочень большими поправками! Сегодняшние ирландские цыгане зовутся трэвелерс - и никак иначе!..
Цыгане распространялись по Европе постепенно. Сначала они надолго осели в Византии, где их, кстати, никто не притеснял и маргиналами не считал. Но эти места им пришлось покинуть после падения Византийской империи - "прихватив" с собой самоназвание "рома" (типа "ромеи", как звали себя византийцы). В 1430 году цыгане добрались до Британских островов, и вот тут их ждал сюрприз... В этой стране уже были свои цыгане! Народ под названием тинкеры полностью совпадал с цыганами и образом жизни, и занимаемой нишей: тинкер значит лудильщик, от английского tinsmith. Внешностью тинкеры не особо отличались от местных. Как тинкеры оказались в Англии - большая загадка. По одной версии, они чисто местного, англо-саксонского происхождения, просто по каким-то причинам избрали для себя "цыганский" образ жизни. Другая же версия предполагает, что тяга к кочевью и специфическим цыганским занятиям не случайна: тинкеры были потомками тех цыган, кто не задержался в Византии и сразу пошел дальше на северо-запад: в результате они просто опередили основною часть своих сородичей на несколько веков. Как бы то ни было, тинкеры и цыгане очень долго враждовали, пока время не переплавило их в единый народ, называющий себя трэвелерс.
Эту историю, а также многие другие, не менее удивительные, рассказал в своей монографии этнограф, исследователь и историк цыганского народа, а также художник, оставивший многочисленные картины-иллюстрации цыганского быта, Николай Владимирович Бессонов (1962-2017).
Но в нашей тройке не тинкеры, а простые русские крестьянские лошадки. Хотя, возможно, улучшенные, и в предках у них какие-нибудь степные иноходцы или быстроногие вятки... Они у нас не просто пегие, а серо-пегие. Так вот, серая масть у лошадей тоже не так проста. Вы думаете, серая масть - это серый цвет? О нет. Это цвет "темный плюс белый". Это смесь белых и не белых волос. Дело в том, что эта масть - седая, причем начинающая седеть буквально в детстве. И в своей жизни только серые лошади могут пройти все стадии, от совсем легкой седины до полной безупречной белизны. Да, белый конь не рождается белым! И в документах его запишут серым. Не верь глазам своим! Ну, заводчик, вырастивший этого коня, помнит его и серым, и даже гнедым, вороным, рыжим - каким он родился... Хотя седеют серые лошади все с разной скоростью. Кто-то так и будет до старости более-менее серым, а кто-то года в три белый как лунь... Вот и серые пятна на конях нашей тройки будут светлеть с каждой линькой.
Есть, есть на самом деле лошади, родившиеся сразу белыми! Условно, одна на миллион. С розовой кожей и светлыми копытами. Были бы у них глаза не темные - считались бы они альбиносами. А так - специальное название этого феномена "белорожденные". Особые мутации... Но триумфаторы и полководцы прошлого ездили не на них, а на обычных серых, поседевших добела. Чтобы не сильно смущать народ, таких лошадей именуют светло-серыми. Масть эта, серая, и часто в яблоках (которые повторяют сетку подкожных кровеносных сосудов - и именно поэтому иногда ассоциируются с хорошим состоянием лошади), типична для самой знаменитой нашей породы, одной из красивейших в мире - орловского рысака. Названного не в честь города Орла, а в честь создателя породы, сподвижника Екатерины II графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Основанный графом завод по-прежнему один из главных в разведении этой породы, но в большой массе сегодняшних поклонников и заводчиков рысака есть и отдельные цыгане...
Вот мы будто сделали круг на нашей тройке во времени и пространстве. Вот она остановилась, позванивает бубенцами на ошейниках у пристяжных. Оставим коней на попечение кучера, а сами - в дом. К цыганам?:) Не совсем. На концерт:) Петр Налич споет нам еще несколько цыганских песен - не как цыган, но как тонкий и чуткий исполнитель, умеющий вдохнуть в старинную песню новую жизнь. Вот - "Драго":
А это - "Дживен-дживен".
И "Ручеек":
Ну а тем, кто хочет не отрываться, целый концерт. Пусть будут Боровичи, прошедшее лето. Очень был хорош:)
#Петр Налич
#цыгане
#тройка