Обсуждают предложения губернатора Ивановской области по развитию малых городов. В статье упоминается Шуя, в которой мы нередко бываем — там власти даже хотят создать некий аналог немецкой «Академии малых городов». И здесь хорошо, что на эту тему хоть как-то обращают внимание и даже что-то делают, как в той же Шуе: придумали большой фестиваль, благоустроили центр.
Для центральной России вопрос особенно актуальный, учитывая, как много здесь регионов, наполовину состоящих из депрессивных городков и посёлков. Обычно более-менее развивается областной центр, а вокруг него — территория выживания, откуда люди стараются поскорее свалить. Интересной работы нет, учиться негде, из развлечений — муниципальная библиотека, краеведческий музей и ночной клуб с сомнительной публикой. Таковы реалии маленьких городов. Есть исключения, но в целом жизнь в таких местах выглядит печально. «День сурка».
Что конкретно предлагает губернатор Воскресенский для того, чтобы вытащить российскую глубинку из ямы? Льготы для бизнеса, инвестиции в инфраструктуру, переезд в малые города части госструктур, «новые модели здравоохранения и образования», а также перевод части НДФЛ по месту проживания сотрудника, а не регистрации компании.
В целом идеи понятные. Может возникнуть сложность с перераспределением НДФЛ, и неясно, что за «новые модели образования и здравоохранения».
Но упущена важнейшая составляющая. Малые города, посёлки и деревни в России смогут развиваться, когда в стране появится нормальная система местного самоуправления.
Для этого нужно дать реальные полномочия муниципальной власти и обеспечить эти полномочия деньгами.
И если финансовый вопрос предлагается частично решить за счёт распределения НДФЛ, то про полномочия не сказано ничего. Между тем последние 10-15 лет в России местная власть шаг за шагом лишается не только политической субъектности, но и хозяйственных рычагов. Центр забирает полномочия у регионов, а регионы — у муниципалитетов. В итоге даже простейшие вопросы вроде «Сколько детских площадок поставить в городе N?» решают иногда в областном центре за сотни километров.
В середине нулевых в РФ приняли закон о местном самоуправлении — знаменитый 131-ФЗ. У него было много косяков и недоработок, авторы дали муниципалитетам полномочия, но не дали нормальных бюджетов. Но даже в таком виде это было движение в правильном направлении. В разработке закона принимали участие такие эксперты, как Вячеслав Глазычев, а после его принятия города и сёла получили мощный импульс к развитию.
Почему же полномочия почти сразу начали сворачивать?
Естественно, по причинам политическим. Вся власть и деньги в РФ должны быть сконцентрированы в центре, а местные начальники должны давать стабильный результат «Единой России». Чтобы они его исправно давали, их нужно связывать по рукам и ногам. Не будет результата ЕР — не будет денег на развитие, да и руководство администрации быстро поменяют. Местное сообщество не решает ничего. Власти на местах лишены стимулов работать на развитие, а не на ублажение начальства. Их судьба зависит только от начальства.
Нынешняя централизация денег и полномочий имеет исключительно политическую природу. И без глубоких политических изменений все замечательные предложения будут косметическими и не дадут нужного эффекта.
Начинать нужно с реформы местного самоуправления.