Прошлое столетие историки называют самым насыщенным за историю существования человечества, ведь именно в ХХ веке на Земле появились сильнейшие идеологии, прошли мировые войны и установились современные границы стран. Каждое из этих событий происходило по причине того, что ХХ столетие — век диктаторских стран в Европе. Эти режимы быстро становились и укреплялись, однако не менее быстро ослабевали и рушились.
Ярким примером классического тоталитарного государства прошлого века является Португалия под главенством Антониу ди Салазара.
Поиск преемника диктатора
Антониу ди Салазар, диктатор Португалии, не задумался о назначении преемника вовремя, что привело к тому, что к своей смерти руководитель государства не успел передать власть.
В отличие от него испанский диктатор, генерал Франко, осознавал, что с возрастом его способности управления государством снизятся, и по мере укрепления своего режима делегировал полномочия соратникам, которые разбирались в отдельных сферах лучше своего лидера.
Франсиско Франко признавал необходимость гражданских специалистов для управления страной, а его товарищ Салазар считал себя интеллектуалом, поэтому даже в преклонном возрасте брал на себя все обязанности управления страной. Франко, будучи более проницательным и опытным диктатором, умело делегировал полномочия, чем Салазар.
В 1968 году португальский правитель получил травму, которая спровоцировала кровоизлияние в мозг — недуг значительно ухудшил его умственные и управленческие способности.
Консерваторы, находившиеся в его окружении, настаивали, чтобы глава страны оставил свой пост и провел последние годы жизни в кресле премьер-министра Португалии, который будет иметь полномочия.
Однако идея не получила поддержки, и после долгого противостояния в партии адмирал Америку Томаш назначил профессора по имени Марселу Каэтану на должность главы правительства.
Перестройка по-португальски
Каэтану получил статус неофициального преемника Салазара и лидера реформаторского крыла. Профессор занялся перестройкой режима, и событие вошло в историю Португалии под названием «марселистская весна», а лозунгом процесса стала фраза «Эволюция в преемственности».
Каэтану решил оставить большую часть салазарского правительства на своих постах, однако наиболее убежденных консерваторов он сместил и начал либерализацию политики, прессы, произвел ребрендинг правящей партии и политической полиции.
Он также попытался вернуть в страну настоящие выборы, допустив к участию в них кандидатов из оппозиции в 1969 году. Планировалось, что в политической гонке примут участие кандидаты, представляющие интересны разных слоев общества и политических сил.
65% кандидатов на этих выборах были новыми лицами, а избирательный ценз снизили, что позволило голосовать почти четверти населения Португалии.
Однако оппозиция не смогла воспользоваться выпавшей возможностью и получить больше мест в парламенте, объединившись против действующей власти. Социалисты, которые в 60-х годах прошлого века были вне закона на территории Португалии, отказались вступать в союз с либералами и радикальными коммунистами — кандидатов на выборах было много, но в отдельности они набрали всего 11,5% голосов.
Изменения премьер-министра
После выборов Каэтану обновил состав правительства, привлекая больше политиков-реформаторов, которые занимались решением конкретных насущных проблем в стране. В новом кабинете появилась первая женщина-министр в истории Португалии, Мария Тереза Лобу — назначение стало новым и непривычным опыт для демократических стран на территории Европы.
Каэтану ослабил цензуру и вывел профсоюзы из подчинения министерства корпораций. Более того, политик убедил членов Португальского легиона сдать свое оружие на хранение в казармы жандармов! В партию власти привлекли больше женщин, молодых карьеристов и горожан, которые получили высшее образование. В обновленной конституции 1970 года вводилось понятие автономии для заморских провинций, и впервые начались разговоры о превращении государства в федерацию.
Каэтану планировал ввести в государство систему двухпартийную систему, но без наличия двух правящих партий на территории страны. Он зарегистрировал общество, в которое вошли независимые эксперты и умеренные оппозиционеры, не желавшие присоединиться к обновленной версии правящей партии.
Среди основателей этого общества были два министра правительства, несколько депутатов от правящей партии, Каэтану и два кандидата от оппозиции, принимавшие участие в выборах 1969 года. Каэтану создал организацию внутри партии, чтобы получить возможность обсуждать вопросы, которые ранее были запрещены к обсуждению и поднятию.
Оно должно было представлять собой «конструктивную оппозицию» с точки зрения португальского режима. Крыло фактически не боролось за власть и не стремилось сместить консерваторов, а лишь указывало на то, куда нужно направить силы. Авторитарный режим любой страны готов выслушивать советы от соратников, но не критику своей деятельности — этого принципа и придерживался профессор Каэтану.
Открытость против замкнутости
Стиль нового главы режима явно отличался от имиджа Салазара. Антониу проживал одинокую жизнь, охранял свою личную жизнь от посторонних глаз, на встречи с лидерами соседних стран он никогда не ездил, лишь иногда выбираясь к другу Франко в Испанию, а в колонии и удаленные территории собственной страны он вовсе не наносил визиты.
Каэтану, наоборот, сразу же отправился в африканские владения, начал делать зарубежные визиты, постоянно позировал для фотографий с супругой, детьми и внуками для газет, даже каждую неделю стал вести шоу «Семейные беседы» по телевизору. Новая политическая элита заметила, насколько Каэтану и его образ отличается от имиджа предшественника, и это им нравилось.
Тем временем Салазар, будучи в плачевном состоянии, фактически перестал иметь какое-либо влияние. Он был уверен, что власть находится в его руках, и окружающие его люди подыгрывали ему: для него печатали отдельные выпуски газет, где Салазар по-прежнему был руководителем страны, «лидеру» Португалии на подпись давали «важные документы», к нему приходили на ложные совещания первые лица страны.
Последние 2 года своей жизни Антониу ди Салазар думал, что страна по-прежнему принадлежит ему, однако режим его пал — вместо него за спиной диктатора давно строилась новая страна.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также:
✅ Раскрыты причины страшных землетрясений в Турции и Сирии
✅ Как наши предки, неустойчивые к холоду, смогли заселить северные территории?
✅ 3 великие империи, которые когда-то правили миром — а сегодня исчезли без следа