Найти в Дзене

Матч-реванш: человек выиграл в го у искусственного интеллекта

Американец Келлин Пелрин победил систему искусственного интеллекта KataGo в игре го. Столкновение, в котором люди выиграли 14 из 15 партий, привлекло внимание из-за определенного символизма в этом событии. Семь лет назад, в 2016 году, поражение чемпиона мира Ли Седоля от системы AlphaGo в аналогичном матче было названо важной вехой в развитии искусственного интеллекта. Тогда казалось, что люди навсегда уступили свое превосходство системам искусственного интеллекта.

Как отмечает Ars Technica, именно другая компьютерная программа помогла Пелину выиграть соревнование, изучив одну из лучших систем для игры в Го, KataGo, и обнаружив ее "слабое место". FAR AI, исследовательская фирма из Калифорнии, разработала и обучила ИИ-ассистента: его программа сыграла более 1 миллиона партий против KataGo и обнаружила слабое место.

Стратегия, которую затем разработал и применил игрок, заключалась в одновременном создании отвлекающих факторов в одной части доски и окружении группы камней противника в другой части. По словам Пелрина, "машина" не могла увидеть подвох даже тогда, когда ее камни были почти полностью окружены. Он сказал, что человек давно бы разгадал тактику противника и заметил бы окружение.

Победитель назвал выбранную им стратегию "не совсем тривиальной, но и не слишком сложной для человека". Сам Пелрин находится на ступеньку ниже вершины любительского рейтинга и считает, что его метод может быть использован игроком среднего уровня и подходит для победы над искусственным интеллектом. Он даже использовал ту же стратегию, чтобы победить другую ведущую систему го, Lila Zero.

Стюарт Рассел, профессор информатики Калифорнийского университета в Беркли, в своих комментариях для Ars Technica отмечает: "Тот факт, что мы продолжаем находить слабые места в самых совершенных машинах для игры в го, указывает на фундаментальный недостаток в системах обучения искусственного интеллекта". Более того, Рассел убежден, что этот прецедент "еще раз показывает, что мы слишком поспешно приписываем машинам сверхчеловеческий уровень интеллекта".

Engadget говорит об этом просто, без академических слов и в том духе, что системы искусственного интеллекта не могут по-настоящему "думать", они делают только то, чему их учат, поэтому они часто делают вещи, которые кажутся невероятно глупыми для человека.

Опять же, AlphaGo, система, разработанная исследовательской компанией Google DeepMind, обыграла чемпиона мира по игре в го 2016 года Ли Седоля со счетом 4:1.