Найти в Дзене
Денис Ивлев

Никольский собор Николо-Теребенского монастыря. Часть 2.

Николо-Теребенский монастырь. Фото 1911 г. ГНИМА
Николо-Теребенский монастырь. Фото 1911 г. ГНИМА

Творение архитектора Авраама Мельникова.

Многочисленные переделки, ремонты и поправки каменного соборного храма не могли остаться незамеченными, а посему давно уже настала необходимость соборный храм разобрать и выстроить новый. В 1818 г. на должность строителя заступил иеромонах Сергий. К делу новый строитель Николаевской Теребенской пустыни подошёл с полной ответственностью. Осуществление замысла по возведению Никольского собора началось уже в конце 1818 г. Будущий архитектор соборного храма Абрам Иванович Мельников «осматривал грунт земли, и нашел оный твердым и прочным». По итогам этого осмотра строитель иеромонах Сергий «зделал с ним и условие как в плате за сочинение плана, так и за смотрение при строении» и рапортовал об этом в январе 1819 г.[1] Где и как братия монастыря познакомилась с, ныне совсем забытым, а в своё время одним из известнейших архитекторов нам неизвестно. Так же и каким образом удалось заполучить столичного архитектора в дальний монастырь на Мологе тоже пока загадка.

Авраам Мельников
Авраам Мельников

Отдельно стоит сказать об авторе проекта Аврааме (Абраме) Ивановиче Мельникове. Это был один из известнейших архитекторов своего времени. Академик Витберг пишет о том, что он является одним из авторов проекта на конкурс по созданию Храма Христа Спасителя на Воробьёвых горах.[2] Проект Авраама Ивановича получил первую премию в конкурсе, но Александр I выбрал проект молодого Витберга, который ему представили в обход всех конкурсных проектов. Как выглядел храм на проекте Мельникова нам известно – это было масштабное по своей архитектуре сооружение, черты которого потом будут просматриваться и в архитектуре Никольского собора в Теребенях.

Мельников не отчаялся и принял участие в конкурсе проектов на перестройку Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Здесь он снова стал победителем, но предпочтение было отдано Монферану, при чём Монферан использовал в своём проекте чертежи Мельникова. Вполне возможно упрощённый проект Исаакиевского собора Мельникова лёг в основу его работы над проектом Никольского собора мнастыря.

Период проектирования и начала строительства Никольского собора Теребенского монастыря в жизни Авраама Ивановича мало освещён исследователями. Известно лишь то, что Мельников женился в 1817 г. на дочери архитектора Мартоса Любови Ивановне. Исследователь творчества Мельникова Пётр Николаевич Петров в своей статье о нём написал: «На Мельникова неуклонно возлагалось участвование во всех объявленных правительством конкурсах, и его труды по преимуществу удостаивались утверждения, но выполнение поручалось другим, а композитор оставался в тени. Раз один отважился он заявить, что было бы совершенно справедливо его, как автора проектов, исполняемых другими, чем-либо вознаграждать, в поощрение, - но это вызвало такую бурю, что он проклял свою отвагу напоминать о законном, казалось, праве своём».[3] Не это ли послужило причиной тому, что проект Мельникова на постройку Никольского собора в обители так и остался неизвестным исследователям.

А.М. Салимов и М.А. Салимова, рассматривая строительную историю Никольского собора, делают интересное предположение: «В конце 1818 г. на основании представленных проектов церкви и оранжереи Мельников был удостоен звания профессора Петербургской академии художеств. В источнике не указано, чертежи какой церкви были предложены на рассмотрение. Существует предположение, что это был проект Никольского единоверческого храма в Петербурге, который А.И. Мельников выполнил в 1818 г. Однако в свете последних изысканий это мнение не представляется бесспорным».[4]

Собор в Болграде. Архитектор А.И. Мельников
Собор в Болграде. Архитектор А.И. Мельников

К произведениям Авраама Ивановича Мельников, созданным одновременно с собором в Николо-Теребенском монастыре, относятся: кафедральный Христорождественский собор в Кишинёве (1830-1836), кафедральный Преображенский собор в Нижнем Новгороде (1830-1834), Преображенский храм в Мозоловском монастыре в Мстиславле (1830-е гг.), Преображенский собор в Болграде (1833-1838), Благовещенский собор в Пскове (1832-1837), Троицкий собор в Липецке (1834-1848), Благовещенская церковь на Волковом кладбище Санкт-Петербурга (1835-1836), колокольня Успенского собора в Ярославле (1831-1836). Проектирует в этот период он и множество гражданских зданий.[5]

Воплощение идеи строительства растянулось на десятилетия. В 1821 г. «означенной пустыни на соборной церкви и на двух корпусах настоятельских и братских келий крыши покрашенные ярью медяною от долговременности полиняли» и новый строитель пустыни иеромонах Серафим испросил разрешение их выкрасить.[6]

В 1825 г. в документах обители отмечается ещё одна большая трата – решено отлить новый колокол. В своём прошении строитель Серафим обосновал эту необходимость тем, что «большой колокол имеет в себе весу шестьдесят два пуда, а во всех колоколах сто двадцать восемь пудов. Звон в нашей пустыни самой беднейший, желательно нам купить колокол от ста двадцати пудов»[7]. В августе колокол весом 127 пудов был куплен у тверского заводчика Степана Капустина и повешен на колокольню.[8]

Всё это время параллельно шла подготовка к строительству собора. В апреле 1828 г. с крестьянином Василием Фёдоровым «составлено условие», согласно которому он обязался «с колокольни колокола снять, сделать для них деревянный на столбах шатер и покрыть его тесом».[9] В январе 1829 г. новоторжский купеческий сын Яков Ширяев заключил договор со строителем иеромонахом Серафимом на изготовление ста тысяч кирпичей «ценою за тысячу по пяти рублей и пятьдесят копеек».[10] Он же продолжал изготавливать кирпич и в 1833 г., когда работы по кладке собора почти завершились.[11] Работы по возведению собора продолжались с 1829 по 1833 г. Кладкой собора занимались новоторжские ямщики Гаврило Иванов Пожарский с детьми Никифором, Михайло, Петром и Иваном.[12]

Особо показательными в строительной истории Никольского собора являются «Книги записи церковных сумм», где отражены имена подрядчиков и мастеров, а так же перечислены материалы, использовавшиеся на строительстве собора. За 1827 г. упоминается уже известное имя «Бежецкаго уезда села Белаго крестьянина подрядчика плотников Василья Федорова», который за «построение новаго шатра на столбах для вешания колоколов» и другие плотницкие работы по монастырю получил пятьсот рублей серебром.[13] Крестьянин Подмонастырской слободки Алексей Антонов окрасил «колоколенный шатер» мумиёю.[14]

В 1829 г., когда начались активные работы по строительству собора, упоминаются подрядчики, занимавшиеся подготовкой кирпичного завода, подвозом камня и извести на строительство: «1829 г. Май. Бежецкаго уезда села Спасскаго крестьянину Федору Кондратьеву за 3 1,2 сотни корья десятиаршинной меры для покрытия кирпичных сараев по 10 рублей за сотню, 35 рублей и за 4 сотни десятиаршинной драни, для покрытия кирпичеобжигальной печи по 7 р. 50 коп за сотню, 30 рублей. Бежецкаго уезда села Белаго подрядчику плотников крестьянину Василью Федорову за построение двух кирпичных сараев, одного на 35 саженях, а другаго на 30 саженях длины и в 5 сажен ширины жилой при оных сараях избы и шатра над кирпичеобжигальной печью серебром пятьдесят рублей».[15]

Никольский собор Теребенского монастыря. Вид с юго-запада. Фото автора. Фото 2022 г.
Никольский собор Теребенского монастыря. Вид с юго-запада. Фото автора. Фото 2022 г.

За 1830 г. строительные записи начали вестись уже в феврале: «Февраль. Весьегонскаго уезда села Порогов крестьянину старосте Федору Матвееву за 1000 четвертей извести для строения Соборной церкви и колокольни по рублю пятидесяти копеек за четверть и того серебром тысяча пятьсот рублей. Подрядчику строения соборныя каменныя церкви и колокольни во имя Святителя Чудотворца Николая Новоторжскому ямщику Гавриле Пожарскому выдано денег серебром три тысячи рублей[16]. Декабрь. Новоторжскому мещанину Павлу Болдину за промен старых двадцати двух решеток железных на новыя в коих весу девяноста пудов для строения церкви заплочено по четыре рубли за пуд[17]».

1832 г. – кладка собора подходит к концу, начинаются отделочные и кровельные работы. Церковные книги снова пестрят уже знакомыми именами подрядчиков, встречаются и новые имена и географические точки на карте Тверской губернии, откуда доставляли материал и даже пути его доставки: «1832 г. Июль. В городе Старице у мещанина Ивана Герасимова Клувенцова куплено для церковнаго строения белаго ступеннаго камня триста камней, длиною аршин, шириною пол аршина, толщиною шесть вершков, за которыя камни с поставкою по течению рек: Волги и Мологи до Теребенской пустыни заплачено ему Клувенцову по 50 копеек за камень. Ему же Клувенцову за 16 лещедей длиною и шириною полтора аршина, толщиною 6-ть вершков на капители за которые лещеди по 22 рубля с поставкою же.[18] Новоторжскому ямщику Ефрему Климентьеву Дупленскому за сделание кирпича и обжигу онаго за 150 тысяч – 1050 руб.[19] Откябрь. Бежецкому мещанину Ивану Васильеву Неворотину за выправку стараго листоваго железа и за покрытие новостроющейся трапезной церкви листовым железом выдано серебром – 238 руб.[20]

1833 г. – стал годом завершения основных работ на храме. Закупаются краски и червонное золото на золочение крестов и подкрестовых шаров – «яблок»: . «1833 г. Май. Бежецкому купеческому сыну Ивану Неворотневу: … за три пуда и пять фунтов веревок для употребления при строении церкви, яри медянки 5 фунтов, белил свинцовых 30 фунтов, сажи галанской 10 фунтов, сурику фунт 30 коп, вохры 20 фунтов, нашатырю фунт, аглинскаго прутоваго олова для спайки на колоколенном шпиле белаго железа 4 фунта, стали 20 3,4 фунтов, масла деревяннаго 10 фунтов, за алмаз для резания стекол, гвоздей двоесту и троесту 47 фунтов, и однотесу для употребления при построении церкви 1 пуд, за 6 книжек листоваго червоннаго полузолотниковаго золота для позлащения шара и креста на новую колокольню по 10 руб. за книжку, а всего серебром 167 рублей 64 коп».[21]

В июле 1833 г. Гаврило Пожарский с детьми заключили договор со строителем иеромонахом Сергием «нашей кладки, новую церковь с алтарём, трапезою и колокольнею, как внутри, так и снаружи отщекотурить совими рабочими людми и своими инструментами из всего монастырского материала, производя работу сию прочно и чисто». Кроме этого мастера обязались «лепныя фигуры и украшения, как под карнизами, так и в колонных капителях, какия и в каких местах значатся в фасаде и профиле, как внутри церкви, так и на колокольне снаружи и в круглых на оной впадинах отлить и поставить нам же; кроме того на колокольне под первым карнизом, поелику каменные медалионы, значащиеся в фасаде не сделаны, вместо оных поставить нам медалионы лепные и утвердить их надлежащим образом; и вообще сверх щекотурной всю лепную работу, исключая в церкви кумполы, в которых вместо лепных фигур будет живопись». К работе Пожарские должны были приступить с нового 1834 г.[22]

Параллельно изготавливаются рамы: «Июль. Вышневолоцкаго уезда д. Пятницкаго крестьянину Панфилу Иванову за 19 сосновых байдашных досок для оконных рам в новую церковь – 16 р.».[23] Подвозится дополнительный белый камень: «Бежецкому купеческому сыну Николаю Тыранову за 120 ступенных пятичетвертных Старицких камней для карниза на новостроящейся церкви с поставлением оных на место по 4 р. 75 коп. за камень и всего серебром – 570 р».[24]

Верхний ярус колокольни и шпиль Никольского собора. Фото автора. 2018 г.
Верхний ярус колокольни и шпиль Никольского собора. Фото автора. 2018 г.

В сентябре устанавливается шпиль: «Сентябрь. Кузнецу Бежецкому мещанскому сыну Ивану Неворотневу за ковку железных дуг для шпиля на новую колокольню с поставлением оных на место и с покрытием шпиля листовым белым железом за ковку связей для новой церкви и за покрытие башни с остропилением и окрашением оной серебром – 341 руб».[25]

В декабре завершены плотницкие работы: «Декабрь. Подрядчику плотников крестьянину князя Хилкова Якову Федорову за построение в новопостроенной церковной трапезе деревяннаго в плане пола и деревянных на новопостроенную колокольню лестниц с настилкою в пролетах полов серебром 166 руб».[26]

С наступлением нового 1834 г. работы по храму продолжаются в мае месяце: «Кузнецу Вышневолоцкаго уезда села Лощемли князя Галгалычева крестьянину Федору Ковлеву за разныя наковки по церкви и колокольне серебром 8 руб».[27] В мае произошло и знаковое событие – подъем колокола на колокольню, который выполнил местный крестьянин Алексей Антонов за 10 руб.[28]

В августе завершилось сразу несколько работ по отделке храма: «Август. Бежецкому мещанину Ивану Васильеву Неворотину по давнему условию за покрытие как на соборной церкви крыши двух франтонов, алтаря и прочего выдано серебром 332 р. 55 коп. Бежецкаго уезда Быковской вотчины д. Быково крестьянину Василью Иванову по давнему условию дикаго камня каменносеку для сделания пяти крыльцев к соборной церкви и колокольне ценою 600 руб».[29]

В документах попадается имя ранее неизвестного историкам обители художника – «города Бежецка живописца» Ивана Семеновича Мешатова. В августе с ним рассчитались за «написание новаго собора в трапезе 6 клеймов и двух фронтонах и покраску старых святых икон и покрытие лаком всего серебром 100 руб».[30] «6 клеймов» в трапезной части собора не сохранились до наших дней – позже они будут записаны новыми живописцами, а вот росписи двух фронтонов над колоннами портиков Никольского собора дошли до нас. Мы можем на основании данной записи отнести их авторство кисти Ивана Семеновича Мешатова. Над портиками с северной стороны изображена Теребинская икона Божией Матери – редчайшее изображение этого чудотворного образа с предстоящими св. Иаковом Боровичским и свт. Арсением Тверским (?), а с южной стороны Преображение Господне(?), сохранившееся частично.

И.С. Мешатов. Преображение Господне. Роспись южного портика. Фото 2018 г.
И.С. Мешатов. Преображение Господне. Роспись южного портика. Фото 2018 г.

В декабре наступил срок расчета и с Гаврилой Пожарским: «Подрядчику новопостроеннаго каменнаго собора с колокольнею Новоторжскому ямщику Гаврилу Пожарскому по контракту за щекотурною работу как снаружи так и внутри нового собора с колокольнею так же и за всю лепную работу выдано серебром 3000 руб.».[31] Рассчитались так же и с крестьянином Алексеем Антоновым «за крашение соборной церкви и трапезе крыши и за поставку иконостаса и за обитие церковных дверей железом и за поставку во всех соборных фонарях на куполе рам со стеклами заплачено серебром 99 рублей».[32]

И.С. Мешатов. Теребинская икона Божией Матери с предстоящими св. прав. Иаковом Боровическим и свт. Арсением Тверским (?). Роспись северного портика. Фото 2018 г.
И.С. Мешатов. Теребинская икона Божией Матери с предстоящими св. прав. Иаковом Боровическим и свт. Арсением Тверским (?). Роспись северного портика. Фото 2018 г.

Освящение приделов зимнего храма состоялось в 1834 г.[33] Освящение придела в честь Владимирской иконы Божией Матери совершил 20 октября архимандрит Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря Серафим.[34] В тот же день придел святого праведного Иакова Боровицкого освятил иеромонах Гавриил.[35]

Отделочные работы.

1835 год – записей о подрядах на собор немного. В мае заплачено «Вышневолоцкаго уезда вотчины князя Гангалычина (Енгалычева - Д.И.) села Лощемля дворовому человеку Антону Иванову за крашение крыш на масле медянкою на соборе большой купол два фронтона, алтарную крышу, на колокольне все балясы, среди монастыря часовню внутри и наружи, купол медянкою, угловую башню купол и шпиль весь 43 р. 75 коп.».[36]

1835 год – год начала живописных работ в холодном соборе. В апреле к работе пригласили мещанина города Корчевы Ивана Алексеева Берестова. Строитель монастыря иеромонах Гавриил поручил ему «в новоустроенном большем соборе холодном внутренность от верхнего купола, стены и арки, и внутри алтаря все расписать из анфреска самою лучшею и прочною работою».[37] Роспись должна была производиться в два года. В первое лето «написать по нижний карниз, а будущаго лета окончить всю работу до полу».

В ходе подготовки к росписи велено было Гавриле Пожарскому «внутри большого собора ненужные два карниза сбить и защекотурить всю стену лучшею работою, внутри напротив двух фронтонов впадинку с двумя отступами сбить, почистить наравне щекотуркою лучшею». Он же внутри собора побелил трапезное помещение.[38]

В июле Ивану Алексеевичу Берестову был выдан задаток за роспись собора в 550 рублей.[39]

И.А. Берестов. Троица. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Троица. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.

1836 г. – отделочные работы продолжаются. «Генварь. Города Твери купца Ивана Иванова Капустина куплено для крашения в новопостроенном соборе рам и других монастырских кровель белил пять пуд десять фунтов, два фунта с половиною сериблету, сурику алаго два фунта с половиною, белых стекол ящик, мелу два пуда.[40] Февраль. Весьегонскаго уезда села Порогов у управляющего вотчиной г. Еремеева Кондратия Воробьева куплено для наслания в соборной церкви кирпичом и чугуном извести тридцать пять четвертей.[41] Май. Вышневолоцкаго уезда казенной Раевской волости деревни Подмонастырской слободки крестьянину Алексею Антонову за вставливание в соборную вновь выстроенную церковь десяти рам стекол и за крашение оных и железных решеток …[42]

В начале 1836 г. происходит смена строителя монастыря. Вместо иеромонаха Гавриила строителем становится иеромонах Сергий, который при приёме дел монастыря усмотрел, что контракт с живописцем Берестовым не был одобрен епархией, как того требовали правила. Он посылает Тверскому Архиепископу Григорию рапорт[43]. Консистория решает, что надо оценить работу Берестова и поручает пригласить со стороны живописца для освидетельствования работы.[44]

И.А. Берестов. Роспись купола Никольского собора. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Роспись купола Никольского собора. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Апостол Матфей. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Апостол Матфей. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.

И.А. Берестов. Апостол Андрей. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Апостол Андрей. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.

Из рапорта архимандрита Новоторжского Борисоглебского монастыря Арсения и строителя иеромонаха Сергия, последовавших в ответ на поручение консистории, мы можем проследить ход живописных работ, а так же восстановить некоторые картины, написанные рукою Берестова в летнем Никольском соборе: «… настенная живопись произведенная художником города Корчевы мещанином Иваном Берестовым сего мая 3-го дня освидетельствована и оказалось, что означенной церкви живописных штук больших и малых написано 52, на оных полных и неполных разнаго размера лиц 256 на сумму по примерной оценке 4835 рублей, затем оставлено ещё к написанию разноразмерных 11 мест праздных, на коих есть ли штуки написаны будут лучшим прочным мастерством, то по примерной оценке стоить будут 1750 руб. да за покрытие четырех колонок и двух полуколонок колером под мрамор, которые остаются еще не законченными, примерно оценено так же во 150 руб».[45]

Далее приложен документ за подписью архимандрита Арсения, цехового мастера Вышневолоцкого мещанина Павла Иванова Соболева, живописца Новоторжского мещанина Куликова и строителя иеромонаха Сергия. В нем подробно описаны произведенные в течении 1835 г. работы и обозначены утраченные ныне частично росписи собора: «В верху купола изображение Св. Троицы с предстоящими седмию Ангелами, а по сторонам Св. Троицы один Ангел с крестом и другой с Скрижалями десяти заповедей, одиннадцать Ангелов в малом виде и семнадцать Херувимов. В куполе промеж окон на двенадцати простенках изображено двенадцать Св. Апостолов в весь рост, над ними в круглых клеймах двенадцать пророков поясных с уборками.

И.А. Берестов. Первосвященник Аарон. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Первосвященник Аарон. Роспись купола. 1835 г. Фото 2017 г.

Под окнами купола в округлом простенке написано четыре штуки с четырьмя промежду их уборками. Первая изображение Христова Воскресения уверения Св. Апостола Фомы, изцеление расслабленнаго при купели Салаамстей, изображение Воскресения Св. Праведнаго Лазаря, изображение входа во Иерусалим Господа нашего Иисуса Христа. Под круглым простенком купола между четырех арок написано четыре Евангелиста с животными…[46]

И.А. Берестов. Вход Господень во Иерусалим. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Вход Господень во Иерусалим. 1835 г. Фото 2017 г.

В церкви противу алтаря на западной стене над входом из трапезы в церковь на хорах изображено ветхозаветное ношение Кивота Господня с двенадцатью при нем лицами…[47] Над южным входом в церковь на стене написано изображение Иисуса Христа седящаго в церкви посреде учителей… Над северным входом в церковь на стене написано изображение Христа Спасителя изгоняющего из храма торгующих и купующих…[48] Живописное мастерство произведено хорошо и разпространено благоприлично и прочно, кроме пятен на некоторых штуках от сырости стен оказавшихся»[49].

И.А. Берестов. Изгнание торгующих из храма. 1835 г. Фрагмент. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Изгнание торгующих из храма. 1835 г. Фрагмент. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Христос среди учителей в храме. 1835 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Христос среди учителей в храме. 1835 г. Фото 2017 г.

Упоминаются в документе и другие большие и малые изображения и места под них, но среди них нет Тайной вечери, которая написана на алтаре Никольского собора. В момент освящения собора на горнем месте, где находится роспись, был резной киот с иконой «Снятие со креста» работы Алексея Гавриловича Венецианова. Тайная вечеря – единственное изображение в храме, которое пока не имеет установленного автора.

И.А. Берестов. Роспись алтаря Никольского собора. 1835-1836 гг. В центре: Неизвестный автор. Тайная вечеря. После 1863 г. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Роспись алтаря Никольского собора. 1835-1836 гг. В центре: Неизвестный автор. Тайная вечеря. После 1863 г. Фото 2017 г.

Полностью сюжеты росписи алтаря и летнего храма позволяет восстановить опись Николо-Теребенского монастыря, составленная в 1863 г. Живописное убранство алтаря описывается следующим образом: «В соборной церкви Олтарь полукруглый, длиною в четыре сажени с полуаршином, а в ширину три сажени с аршином, в нем четыре окна; пол чугунный. На южной стороне сего олтаря устроена особо ризничная палатка, у которой дверь запирается личиною и замком; а на северной стороне онаго палатка пономарская без двери; в обоих сих палатках по два окна, пол в ризничной деревянный, а в пономарской чугунный. Стены в олтаре раскрашены разными красками, - со священными изображениями из Алфреска, а карнизы лепной работы. На горнем месте выше лепнаго карниза на своде изображен Спаситель с предстоящими Божиею Материю и Иоанном Крестителем, а вверху на самом своде Господь Саваоф и Дух Святый окружаемый ангелами и Архангелами, на том же своде к Царским вратам за аркою треугольник с сиянием и в нем Бог – слово, пониже сего на южной стороне Явившийся архангел пророку Захарии в храме благовествующий ему о рождении сына, а на северной стороне ветхозаветное жертвоприношение Первосвященником Аароном. Под карнизом над южными окнами алтаря – Моление Иисуса Христа о чаше в Гефсиманском саду, и в простенке между окнами Святый Иоанн Златоуст, на другой же стороне над жертвенником Исаак, а в простенке между окнами Святый Василий Великий».[50]

И.А. Берестов. Спаситель с предстоящими. 1835-1836 гг. Роспись свода алтаря Никольского собора. Фото 2017 г.
И.А. Берестов. Спаситель с предстоящими. 1835-1836 гг. Роспись свода алтаря Никольского собора. Фото 2017 г.

Живопись основного в 1863 г. храма описана следующим образом: «В куполе осмерика церкви изображены: Святая Живоначальная Троица окруженная херувимами, серафимами, архангелами и ангелами с надписью: «Святый, Святый, три Святый»; под карнизом купола на простенках между окнами изображены в клеймах двенадцать пророков, а под ними двенадцать апостолов в полный рост; под сими окнами кругом стены изображения: вход во Иерусалим Иисуса Христа, воскресение Лазаря, изцеление расслабленнаго при Овчей купели, уверение Апостола Фомы Спасителем о своем воскресении; под сими изображениями между четырьмя арками написаны четыре Евангелиста, с южной стороны над иконостасом Рождество Христово с предстоящими ангелами, над южной дверью повыше карниза – отрок Иисус седящий в храме среди законоучителей; подле сего путешествие Иосифа и Марии с младенцем Иисусом во Египет; ниже карниза над окнами и дверьми кругом всего храма изображены изображены седмь прошений и заключение молитвы Господней. На стене позади правого клироса побиение архидиакона Стефана, осбождение Апостола Петра от вериг, Явление Ангела Корнилию ; над входом в трапезу между колоннами изображен Спаситель благословляющий, а на хорах торжественное перенесение Кивота во Иерусалим. За левым клиросом явление Иисуса Христа Апостолу Петру; Апостол Павел и Сила в темнице. Далее к северной стороне над иконостасом – Воскресение Христово; напротив онаго с западной стороны Мироносицы идущия помазать тело Иисусово, а над северною дверью на стене изображено изгнание из Иерусалимского храма торгующих».[51]

И.А. Берестов. Роспись западной стены Никольского собора. 1836 г. Роспись не сохранилась. Фото 1911 г. (?)
И.А. Берестов. Роспись западной стены Никольского собора. 1836 г. Роспись не сохранилась. Фото 1911 г. (?)

После освидетельствования проделанной работы, Берестову разрешили продолжить работы, а вот с иеромонаха Гавриила велено было взыскать деньги «переданные по контракту» и учинить выговор.[52]

1837 г. В феврале посеребрили паникадило. Работы выполнил «Владимирской губернии Вяземского уезда деревни Ставрова крестьянин Порфирий Максимов». Сохранилось описание паникадила: «Паникадило медное посеребреное, с таким же внизу шаром, о тридцати двух подсвечниках, весу в нем со стволом 12 пудов 10 фунтов с надписью в нижнем круге: Leohart Cestner 1791 г.».[53]

Никольский собор. Вид с северо-западной стороны. Фото 2022 г.
Никольский собор. Вид с северо-западной стороны. Фото 2022 г.

[1] Об архитекторе, плане и осмотре грунта // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 41. Л. 1.

[2] Записки академика Витберга, строителя храма Христа Спасителя в Москве. Примечания П.Н. Петрова // Журнал «Русская старина». 1872. Т. 5. № 1.

[3] Петров, П.Н. Авраам Иванович Мельников. П.Н. Петров / Журнал «Зодчий». 1885. № 1-2. – С. 1-2.

[4] Салимов, указ. соч. - С. 230.

[5] Салимов, указ. соч. - С. 231.

[6] О дозволении Николаевской Теребенской пустыни на соборной церкви и на двух корпусах настоятельских и братских келий железныя крыши перекрасить вновь. 1821 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3381. Л. 1.

[7] О дозволении в Николаевскую Теребенскую пустынь купить колокол весом в 120 пудов на монастырскую остаточную сумму. 1825 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3392. Л. 1.

[8] О дозволении в Николаевскую Теребенскую пустынь купить колокол весом в 120 пудов на монастырскую остаточную сумму. 1825 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3392. Л. 3.

[9] Договор на плотницкие работы в монастыре // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 65. Л. 1.

[10] О подряде на кирпич // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 70. Л. 1

[11] О подряде на штукатурные работы // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 87. Л. 2.

[12] О подряде на штукатурные работы // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 87. Л. 1.

[13] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 14 об.

[14] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 15.

[15] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 19.

[16] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 22.

[17] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 23.

[18] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 28.

[19] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 28 об.

[20] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 29.

[21] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. ЛЛ. 30 об – 31.

[22] О подряде на штукатурные работы // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 87. Л. 1.

[23] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 32 об.

[24] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 33 об. – 33.

[25] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 34.

[26] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 34.

[27] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 38.

[28] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 38.

[29] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 40.

[30] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 41.

[31] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 44.

[32] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 44 об.

[33]Владыка Дмитрий (Самбикин) писал: «Приделы устроены и освящены при архимандрите Серафиме II в 1834 г.» / Тверские епархиальные ведомости, № 24, 15 декабря 1898 г.

[34]1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 18-18 об.

Л. 18. При соборной церкви находятся два придельныя храма: А) с правой стороны храм во имя Владимирския Божия Матери. …Стены сего храма внутри оштукатурены, и выкрашены зеленым кроном, а карнизы отбелены известкою. Стены расписаны священными изображениями из алфреска. Арка, отделяющая алтарь от церкви украшена живописною уборкою и репьями. На сводах изображена с уборкою и алфресковою живописью Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа» и проч. в пяти штуках. На среднем своде между двумя расписными арками изображения: с южной стороны Мария помазавшая миром ноги Иисусовы и отирающая власы своими; а с левой притчи о блудном сыне, овце погибшей и о падшем в разбойники. В арке над проходом из придела в настоящий храм: пастырь защищающий своих овец от хищнаго волка, а под сим Нерукотворенный образ с двумя ангелами… Л. 18 об. Оный храм освящен в 1834 г. октября 20 дня Краснохолмскаго Николаевскаго Антониева монастыря Архимандритом Серафимом. Олтарь квадратный пространство, три сажени в длину и ширину, в нем пол деревянный, с северной стороны небольшая пономарская палатка. Стены в олтаре выкрашены зеленым кроном и росписаны священными изображениями на алфреско, как то: на своде Коронование Божией Матери, а на горнем месте во впадине полукруглой изображено на алфреско на стене воскресение Христово. Антиминс священнодействован Григорием Тверским в лето Мироздания 7342 августа 19 дня».

[35]Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 28-29.

Л. 28.С левой стороны собора придельный храм во имя Святаго Праведнаго Иакова Боровицкаго Чудотворца… В трапезе на своде шесть изображений дел Милосердия с надписями: Взалкася и дасти ми ясти, Возжадахся и напоистемя, Наг и одеясте, Странен бех и введосте мене, Болен и посетисте мене, в темнице бех и приидосте ко мне; прочия места стен росписаны арматурами, карнизы же украшены лепною работою. Л. 28 об. Оный храм священ в 1834 г. октября 20 дня строителем сей пустыни Иеромонахом Гавриилом. Л. 29. Запрестольный образ Божией Матери Теребинской живописный с изображением на другой стороне Святителя Николая. Антиминс священнодействован Григорием Архиепископом Тверским в лето Мироздания 7341 от воплощения же Бога Слова 1831 августа в 24 день.

[36] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 52.

[37] О подряде на роспись собора // ГАТО. Ф. 477. Оп. 1. Д. 94. Л. 1.

[38] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 52 об.

[39] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 54.

[40] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 58.

[41] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 58 об.

[42] Книга записи церковных сумм // ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 62. Л. 59 об.

[43] О самовольном подряжении бывшим Николаевския Теребенския пустыни строителем иеромонахом Гавриилом сделать в новоустроенном в той пустыни соборе стенное росписание ценою 8000 руб. 1836 г. // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 1.

[44] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. ЛЛ. 10-11.

[45] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 21.

[46] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 22.

[47] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 22 об.

[48] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 23.

[49] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 23 об.

[50]1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 8-8 об.

[51]1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. ЛЛ. 6 об – 7.

[52] О самовольном подряжении… // ГАТО. Ф. 160. Оп. 2. Д. 3290. Л. 30.

[53]1863 г. Опись Николо-Теребенского монастыря // РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 3116. Л. 15.