Продолжаем разбираться с тем, как правильно эксплуатировать автомобильные коробки передач разных типов. В прошлый раз мы выяснили слабые стороны «роботов». Теперь посмотрим на АКПП гидромеханического типа — классические «автоматы».
Законы и штрафы, обслуживание и эксплуатация — подписывайтесь на канал и не пропускайте полезные для автомобилистов посты!
- Владельцу любой АКПП стоит соблюдать несколько простых правил. Во первых, не стоит нажимать одновременно на педали тормоза и газа в режиме Drive. Современная электроника обычно не даёт при этом двигателю сильно увеличить обороты — но даже такой холостой нагрузки хватает, чтобы перегреть «автомат».
- Давайте автомобилю плавно тронуться. Если сильно открыть дроссель буквально на первых метрах дистанции, пробуксовка фрикционов неизбежна.
- Избегайте езды с сильной пробуксовкой ведущих колес. Особенно это вредно на асфальте, где пробуксовка может резко прекратиться — при этом ударные нагрузки неизбежно передаются на детали «автомата».
- Не переводите рычаг АКПП в Parking на коротких остановках и не переключайте коробку в нейтраль при длительном движении накатом. Лишние перемещения деталей коробке не нужны, да и сэкономить на расходе топлива не получится.
- Включайте Drive, Reverse и Parking только на неподвижном автомобиле. В противном случае валы и шестерни будут испытывать сильные ударные нагрузки, способные даже вывести коробку из строя.
- Включайте Drive не сразу, а через несколько секунд после запуска двигателя. От двигателя приводится масляный насос коробки, который распространяет масло по всему агрегату. Оно, в свою очередь, одновременно управляет фрикционами, смазывает все детали и служит «рабочим телом» для гидротрансформатора.
- Не злоупотребляйте «кик-дауном» (принудительным включением пониженной передачи при нажатии педали газа в пол). Коробка в этот момент неизбежно испытывает повышенные нагрузки.
- Если автомобиль застрял, не стоит использовать «раскачку», быстро переключаясь из D в R. Удары и повышенный износ фрикционов при таких попытках гарантированы. Лучше попробуйте аккуратно выехать «внатяг».
- Масло в «автомате» необходимо периодически менять. Большинство автопроизводителей определяют интервалы для его замены в 60–90 тыс. км. В тяжёлых дорожных условиях есть смысл делать это ещё чаще. Также не забывайте про замену масляных фильтров.
- Во время ТО проводите электронную диагностику коробки. Она показывает ошибки в работе АКПП, которые порой незаметны водителю, но могут в будущем привести к более серьёзным последствиям.
- Если в работе «автомата» появились рывки или толчки — запишитесь на диагностику. Неважно, когда они проявляются — при включении режимов D и R или на смене передач на ходу — это явный признак проблем с коробкой. Исправная АКПП всё делает плавно — и в прогретом состоянии, и «на холодную». Таким же тревожным сигналом будут заметные «подвисания» коробки на одной передаче.