Найти тему
Блог Эвелины Гаевской

Танец Жертвы: Сатья не Агрессор

Оглавление

Формулировка «Танец Жертвы»— это не научный психологический термин, это довольно популярная в психологической среде метафора, которая обозначает комплекс бессознательных действий человека, в результате которых человек каким-то образом может пострадать от другого человека или как-то получить вред.

Танец Жертвы— это форма виктимного поведения.

Виктимность, виктимное поведение (от англ. victim – жертва) – предрасположенность человека попадать в ситуации, связанные с опасностью для его жизни и здоровья. В частности, это действия и поступки человека, которые провоцируют желание на него напасть. Более мягкий вариант – это действия человека, которые усиливают вероятность того, что он попадет в какую-нибудь прескверную ситуацию.

Источник цитаты

Танец Жертвы—это неотъемлемая часть сценарной роли из треугольника созависимостей Карпмана -Берна. Это ролевая модель. 

И с точки зрения ролевых моделей поведение Сатьи в нашумевшей истории на его лекции, скорей выглядит как Танец Жертвы, а не поведение Агрессора.

Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya
Эвелина Гаевская, соцсети @evelinagaevskaya

Меня зовут Эвелина Гаевская , я практикующий психолог, веду этот канал об изменении поведения людей в новом информационном мире.

Начало обсуждения в статьях:

Сатья Дас ударил женщину: Про леща и Стокгольмский синдром
Блог Эвелины Гаевской
15 февраля 2023

Подборки:

Сценарий

Нарциссизм

Ещё немного определений, чтобы обозначить контекст обсуждения для этой статьи:

«Треугольник Карпмана» в психологии — это модель взаимоотношений между людьми, играющими роли спасателя, жертвы и преследователя.

Источник

Ключевая деталь: 

треугольник —это именно система ролей. 

И важный момент ещё:

роли в треугольнике все время меняются.

Жертва — главная фигура в «треугольнике Карпмана»,

потому что именно она запускает ролевой поведенческий сценарий, побуждая других участников отыгрывать остальные роли. 

Жертва провоцирует Агрессора и ищет себе Спасателя.

И ещё. Одна из «вершин» треугольника может оставаться как бы «за кадром», может не присутствовать в виде конкретного участника, конкретного человека.

-2

Как это выглядит «в дикой природе» наглядно иллюстрирует одна история,

которую несколько лет назад мне рассказала одна моя знакомая.

Дело было в каком-то кафе, куда пришла девичья компания. Подруги просто общались. Случайно в кафе пришёл какой-то знакомый одной из девушек. Поздоровался, присел за общий стол, слово за слово, стал проявлять интерес к одной из девушек. Попросил свою знакомую познакомить их, говорил комплименты. Девушка тоже была заинтересована. 

У парочки начался милый флирт, люди вели себя так, как ведут себя люди, у которых возникла любовь с первого взгляда.

Общение продолжилось уже в ресторане, вдвоём, уже больше было похоже на свидание. Эти двое все сильнее выражали восторг друг от друга. Девушка флиртовала, мужчина активно ухаживал. Ну, и пригласил к себе после ресторана. Девушка согласилась. И вот уже дома у мужчины что-то пошло не так. У них произошёл конфликт, девушка начала бить посуду, мужчина не сдержался и ударил девушку.

Поскольку мужчина из бывших спортсменов и занимал достаточно высокую должность во властных структурах, его действия имели серьёзные последствия и в физическом и в социальном смысле.  Девушка наутро оказалась в больнице с переломом носа и с парой десятков швов на лице, мужчине пришлось решать вопросы с пластической операцией и уголовным делом.

-3

Вот такая вот реальная история, которая очень ярко иллюстрирует виктимность обоих (!!!) участников.

Повторяю, обоих.

В это истории очень ясно видно, как меняются роли участников этого драматического треугольника Карпмана-Берна. 

Жертва-женщина, которую ударил мужчина. С точки зрения УК здесь все очевидно. А точки зрения поведенческой психологии— девушка сначала активно создавала условия для сближения (флирт), а затем для «нападения», для нарушения границ. Она проявила агрессию, находясь на чужой территории (стала бить посуду), тем самым спровоцировав ответную агрессию хозяина территории. 

Ещё раз, важно!

Речь не о том, что жертва побоев «самавиновата»! Речь о том, что виктимное поведение выражается в том, что человек бессознательно делает шаги, причём иногда даже проявляет инициативу (в данном случае флирт и согласие поехать после ресторана домой к малознакомому мужчине), чтобы оказаться в неблагоприятных для себя условиях, с высоким риском вреда для себя.

Мужчина, в свою очередь, старался, ухаживал за понравившейся девушкой и неожиданно (?) для себя получил на своей кухне «неадекватную истеричку», финансовые проблемы и риск для карьеры из-за уголовного дела и огласки. А всего-то хотел расслабиться и остановить зарвавшуюся *ьяную  бабу…

Так же делал шаги, создавая для себя неблагоприятные условия.

Уважаемые читатели, если у вас возникает желание обозначить «кто виноват?», вот прямо сейчас предлагаю выйти за рамки этой концепции! Смысл разбора виктимности вовсе не в судилище, это психологический разбор поведенческой модели. Кроме того, мотивация поиска виноватого в данном контексте, может говорить об отыгрывании роли Спасателя. Не надо так!
-4

С психологической точки зрения я бы предположила «Третьего», уже виртуального участника данной ситуации, для каждой из сторон этот виртуальный участник свой. Для мужчины, возможно, это женская фигура, одна из сторон мужского комплекса Мадонна-Блудница

в адрес которой хочется выразить агрессию, но это не всегда реализуемо. И все эти подавляемые мужчиной чувства были спроецированы на незнакомую женщину. Ведь внезапно нагрянувшая любовь требует знакомства, как ни крути, а тут сразу такое неэкологичное сближение.

Чем вызвана агрессия девушки— можно тоже предполагать, и это тоже больше похоже на проекцию чувств, связанных с другими людьми, с мужчинами или женщинами. Жертва травмы насилия может требовать сатисфакции, мести агрессору. Поэтому на посторонних людей навешивается эта роль Агрессора, но и «актёры» выбираются подходящие, люди «притягиваются» сходством своих психотравм.

-5

А теперь посмотрите на ситуацию на лекции Сатьи.

Сатья, мужчина, организатор мероприятия, публично проявил физическую агрессию в адрес женщины, которая физической агрессии не проявляла, использовав для агрессии вещь, принадлежавшую женщине, оплатившей билет на мероприятие, [реклама которого обещала решение проблем], после чего женщину вывели охранники, а Сатья получил одобрение и эмоциональную поддержку аудитории.

Комментарий из обсуждения

Очевиден Танец Жертвы, когда Жертва целенаправленно (часто бессознательно) создает условия для проявления агрессии, в результате которой получает выгоды в виде социального одобрения (жалости, утешения, укрепления авторитета или статуса), но при этом фактически несёт серьёзные потери, физические или финансовые, или и те, и другие. И в любом случае все это сопровождается сильнейшим стрессом, так как такое поведение — это часть травматического сценария.

И драматический треугольник в этой истории— шире, чем ситуация на конкретной лекции.

Треугольник в данном случае шире, чем система «Сатья-Женщина-Охрана», или «Сатья-Женщина-Аудитория» или «Сатья-Женщина-Ее Муж». Как видим, «третья вершина» все время разная, что косвенно может подтверждать идею о «виртуальном присутствии Третьего», для каждой стороны — своего.

С какими проблемами пришла женщина на лекцию к Сатье — можно догадываться, но эти проблемы и есть ее «Виртуальный Третий».

Что касается Сатьи и стиля и тематики его мероприятий, то его «Третий» (его Агрессор), на мой взгляд— некая родительская фигура. Но эта фигура как бы «вне ситуации», «за кадром». И поэтому всегда идёт эта проекция агрессии на участников мероприятия . 

Проекция возникает, когда адресно агрессию нельзя отреагировать, остаётся проецировать на «случайных знакомых», притянувшихся похожими травмами. 

В конкретной ситуации, с одной стороны Сатья Агрессор по отношению к посетительнице тренинга , которая заведомо на другой иерархической социальной позиции по отношению к ведущему тренинга. С другой стороны сейчас Сатья получает выгоду: «спасение» от верных своих поклонников. 

Но в профессиональном смысле (взрослая социальная позиция) Сатья несёт серьёзные потери, а также потерю социального капитала. Да ещё и стал по сути информационной пищей для сми, блогеров и пользователей в интернете. Типичная Жертва, по сценарию.

-6

И да, «извинения» Сатьи со словами «это для нас точка роста»— про обозначение выгод же. Может, ещё и поэтому такие высказывания не были приняты как извинения. Случайные люди не всегда хотят играть роли в чужих сценариях.

А поскольку заявляемый этими «извинениями» результат не был достигнут, можно предполагать, что сценарий Жертвы и ее Танец— продолжаются. Сатья продолжает провоцировать в свой адрес агрессию части аудитории и продолжает инициировать себе поддержку от другой части аудитории.

Ситуация на лекции Сергея Яковлева (Сатьи) будет обсуждаться ещё долго. А все по двум основным причинам: 

  1. в этом событии сошлось сразу несколько травматических поведенческих сценариев травмы насилия
  2. это событие являемся триггером для коллективной травмы и непосредственных участников, и  сторонних наблюдателей

О мужской травме насилия будет отдельная статья в ближайшее время.

Уважаемые читатели! Позволила ли информация из этой статьи посмотреть на ситуацию по-другому, или как-то по-новому?

Делитесь в комментариях.

Напоминаю, что данная статья имеет целью разбор модели и сценария, на примере реальных событий из публичного доступа. Но обсуждение личностей участников этих событий — не приветствуется.

Спасибо за понимание.

Ваш реалистичный психолог

Эвелина Гаевская

Информация о консультациях автора канала

Перевод на поддержку канала и 

на кофе автору

Правила общения на этом канале

Уважаемые друзья. Если информация в этой статье для вас оказалась полезной, поделитесь, пожалуйста, этой статьей с другими людьми , сделав «репостнуть» на свою страницу на Дзен или в другую соцсеть. Спасибо за лайки, комментарии и репосты.