Есть люди, которые живут в одном с нами времени и пространстве, но впечатление такое, будто у них в сутках не 24, а 48 часов! Они успевают сделать больше, чем другие. Они максимально эффективны и успешны. Как им это удается? Что они – сверхлюди? Или это – магия?
Нет, конечно. Все дело в привычках. Хорошие, правильные привычки помогают бодро идти к цели. А вот неправильные – отнимают энергию и время. Пытаться достичь большой серьезной цели с такими неправильными привычками – все равно что стараться обогнать чью-то машину, опустив ручной тормоз автомобиля.
Если хотя бы одна из подобных схем поведения, как в этом списке, вам знакома – стоит задуматься. Может, лучше избавиться от такого?
Привычки-тормоза, которые мешают достичь цели:
- 1. Привычка отвлекаться на все подряд: звонки, соцсети, интернет, телевизор. Человек, который намерен добиться максимальной эффективности, всегда максимально сосредоточен на своей глобальной цели.
- 2. Привычка к "улучшайзингу". Требовательность и перфекционизм. Пока вы стремитесь все сделать по первому разряду, другие уже выпускают свой платиновый альбом. «Вылизывать» работу можно до бесконечности – необходимо научиться ставить точку. Главная задача: сделать достаточно, а не идеально. Если нечто, что вы сделали, уже «работает» - выпускайте детище в свет. Вносить правки можно уже по ходу дела. Я знаю одного писателя, который никогда не редактирует свои тексты. Он их просто не перечитывает. Когда ему указывают на ошибки – он принимает это к сведению и пишет новый текст с учетом этого. Казалось бы, в литературе это совершенно неверный подход. Тем не менее, продуктивность этого автора неоспорима, а количество все-таки переходит в качество. Как завещал великий Гегель.
- 3. Привычка «оставлять хвосты» - откладывать на потом несделанное, переносить из плана невыполненное в другой план, плодить на рабочем столе бумаги, непрочитанные книги, требующие починки вещи и тому подобное. Все эти действия приводят к одному - к накоплению хлама, который однажды придется разбирать и выкидывать. Если вы хотите что-то отложить – значит, вы сочли это не стоящим внимания, несущественным. А каковы шансы, что завтра это несущественное станет вдруг важным для вас? В большинстве случаев, шансы равны нулю. Так лучше не откладывать, а выкинуть сразу. Найти способ не делать то, что не успеваете сделать. Доверить дело кому-то другому, отказаться совсем. Но не собирать хлам. Не утомлять себя и Вселенную, накапливая энтропию.
- 4. Привычка подражать, пытаясь угодить всем. Если у вас сразу несколько источников вдохновения, и вы хотите, чтобы ваш новый проект был таким же как у Кандинского, Волочковой, Пушкина и Моцарта – получится неудобоваримая каша, с которой вы не сможете справиться. Если вы хотите угодить и своей тетушке, и бабушке, и сестре, и племяннице – скорее всего, такой работой останутся недовольны все. Или вы просто ничего не сделаете, запутавшись в идеях еще на стадии планирования. Нужно верить себе и ориентироваться на свой вкус.
- 5. Привычка не признавать реальность. Я знала одного человека, который ничего толком не мог планировать: все его расчеты всегда строились на авось, вдруг, в последний момент. Так чтобы «чудом проскочить», «на удачу добежать» и тому подобное. Этот человек ложился спать в 3 часа ночи, рассчитывая встать в 6 и как-то выспаться. Иногда этому супермену действительно везло и что-то удавалось. Но никаких больших целей и великих свершений он не достиг. Потому что по-настоящему серьезные планы обычно бывают сложнее и загогулистее, чем просто «успеть схватить» и «подскочить повыше». Для выполнения сложных планов нужна четкость планирования, владение информацией и понимание. Без опоры на реальность это невозможно.
Вот, пожалуй, и все. Возможно, есть и другие привычки, которые мешают людям добиваться поставленных целей, но я их не знаю. Буду рада, если подскажете.
Полезные книги по теме (по ссылкам – саммари для быстроты чтения).
«Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» Дэвид Аллен
Вы уже испробовали все техники тайм-менеджмента, но все равно ничего не успеваете? Дел так много, а жизнь такая быстрая и изменчивая, где уж тут успеть? Но, возможно, проблема не во времени, а в способе мышления. Часто ли во время работы вы отвлекаетесь на посторонние мысли? Работа максимально эффективна, когда мозг настроен только на нее. Узнайте, как настроиться на актуальные задачи и перестать отвлекаться!
Вы наверняка уже читали книги о том, как все успевать и эффективно работать. Но эта заменит десятки подобных! Чарлз Дахигг собрал всю разнородную информацию, описанную в многочисленных селф-хелп книгах, и выделил всего восемь главных правил. Каждое из них посвящено одной конкретной сфере жизни. С чем у вас трудности — с мотивацией, целеполаганием, с обработкой информации? Просто используйте нужное правило.
Как много придумано методов для повышения продуктивности работы! А что насчет жизни в целом? Можно ли повысить ее продуктивность? Да! И практически теми же способами! Испытайте методы оптимизации собственной жизни — и вы сможете достичь любых поставленных целей.