Найти тему

БелАЗ. 80 годы прошлого века. Рабочее место водителя

Фото автора с Яндекса. БелАЗ выстроились в ряд. Усть-Кут. Перед выходом на зимник.
Фото автора с Яндекса. БелАЗ выстроились в ряд. Усть-Кут. Перед выходом на зимник.

Рабочим местом водителя БелАЗ является кабина. Кабины автомобиля БелАЗ–540 и БелАЗ–548, ни чем не отличаются, они совершенно одинаковые. Даже опытный водитель не сможет найти отличие. В кабине находится три педали Основной тормоз, гидротормоз, (Горный тормоз) акселератор. Рычаг регулировки жалюзи радиаторов. Ручной рычаг оборотов дизеля. Клавиша подъёма и опускания кузова. Кнопка воздушного сигнала. Дополнительные приборы температуры и давления масла ГМП. Здесь перечислять долго. Остальное как в обычных автомобилях. Автора всегда удивляло, что на таком огромном автомобиле, такая маленькая кабина. В этом замкнутом пространстве водителю иногда приходится работать 12 часов рабочего времени.
Хорошо если водитель в кабине один. Совсем плохо если в кабине два водителя. Два водителя бывают когда машина идёт в командировку в другую алмазную трубку. Сразу из автобазы выезжает дневная и ночная смены, так же и возвращаются из командировки.
Часто бывает что начальник колоны подсаживает стажёра. Многие водители старались увильнуть от стажёров, автор, в том числе. Текучесть кадров в автобазе была большая. Ни каждый выдерживал напряжённый график работы самосвала. К тому-то, очень тяжёлые ремонтные работы, которые производили в то время сами водители. Одни приходили в Белазовскую колону, другие уходили. БелАЗ марки 540 и 548 в автобазе было около 50 единиц, за каждой машиной было закреплено четыре водителя. Только водителей колона насчитывала больше 200 человек.

фото автора.     Дорожная техника.
фото автора. Дорожная техника.

Все с этого начинали. Специфика работы на карьерных самосвалах требовала дополнительной подготовки. Водитель изъявивший желание поработать на БелАЗ в обязательном порядке проходил месячную стажировку. Здесь не смотрели на стаж работы и на классность водителя. После стажировки экзамен, только потом выдавали дополнительное удостоверение на право вождения автомобиля БелАЗ. За время стажировки в карьере опытный водитель должен показать как правильно подъехать к экскаватору, для загрузки машины. Как подъезжать к бровке отвала для выгрузки кузова самосвала. Затем со стороны проконтролировать работу стажёра. Со стороны, это сидя на неудобном боковом сидении в тесной кабине БелАЗ. За рулём в это время находится стажёр. Если БелАЗ–540 более уверено и ровно идёт по карьеру, у БелАЗ– 548 здесь проблема, он так и норовит завалиться на один бок, в кабине создаётся впечатление что он сейчас упадёт. К этому нужно привыкнуть, и не обращать внимания, но попробуй это объяснить стажёру. Так это при том что стажёра определяют в хорошо ухоженную машину. Где в кабине чисто и тепло. Обычно, после обеда стажёра отправляли домой. Но попадались упёртые, которые отрабатывали всю смену. Вдвоём в кабине 12 это хлопотно. Автору несколько раз приходилось коротать ночь в кабине БелАЗ. Это было на зимнике. Автор уже рассказывал об этом.

Фото автора. 22.02.2023. Облако над станицей.
Фото автора. 22.02.2023. Облако над станицей.

От зимы не осталось и следа. К выходным синоптики обещают +20. Посмотрим. Спасибо, за внимание! Берегите себя!