Арт-рынок пережил крупные изменения за 2022 год: взрывной рост и спад интереса к NFT, начало криптозимы и глобальной рецессии. Сквозь этот хаос и неопределенность искусство по-прежнему продолжают создавать реформаторы, способные видеть новые возможности. Интернет-портал Artnet подвел итоги ушедшего года и представил список мировых новаторов, чьи действия определяют текущее положение арт-рынка и формируют будущее. Рассказываем о тех, кто вошел в список, и о направлениях, которые невозможно было представить раньше.
В список портала Artnet 2022 года вошли 35 деятелей международного уровня — от художников до предпринимателей. Они работают в разных направлениях, но их объединяет открытость к новым идеям, совместной работе и желание сделать мир искусства доступнее. Эти люди способны задавать и прогнозировать тренды, создавать возможности там, где другие их не видят. Artnet разделил участников на пять категорий: это художники-разрушители, агенты системных изменений, дилеры нового поколения, создатели Web 3.0 и инвесторы.
Авторы рейтинга обратились за рекомендациями к лидерам арт-индустрии, чтобы сформировать объективные критерии отбора участников. Здесь нет возрастных ограничений — в списке присутствуют энтузиасты от 28 до 73 лет. Не имеет значения и место проживания — встречаются новаторы из Лондона, Гонконга и даже из Найроби или Кейптауна. Чье-то имя уже появлялось в заголовках газет — в медиа стала популярна история цифрового художника Beeple, продавшего картину за 69 миллионов долларов. В список вошел и создатель нейросети Midjourney Дэвид Хольц. Другие имена публика услышала впервые. В 2022 году в рейтинг попали персонаж из метавселенной ЛаТурбо Аведон, глава коллекционирования DAO Джемис Джонсон, K-pop звезда Ким Намджун, чья любовь к искусству приводит толпы фанатов в музеи по всему миру.
ЛаТурбо Аведон: аватар, художник и куратор
Художник из метавселенной ЛаТурбо Аведон провел более 10 лет на международных выставках и площадках еще до шума вокруг NFT — без физического присутствия. Персонаж с платиновым блондом впервые появился в виртуальном 3D-мире Second Life в 2008 году. Создатель аватара уделил большое внимание своей почти эфирной идентичности, которую собирал по крупицам на онлайн-платформах и в соцсетях.
Работы Аведон исследуют отношения человечества со стремительно развивающимся цифровым пространством и миром искусственного интеллекта — сгенерированными изображениями, NFT и масштабами метавселенной. Новаторство Аведон состоит в том, что он участвует в проектах музеев Европы и США без физического присутствия. Его творчество, как правило, проявляется через проектор на интерактивных экранах, а рядом располагаются пуфики для полного погружения в опыт VR. «Это размышление о настоящем и инструментарии наших технологий», — говорит Аведон.
Концепция аватара находится где-то в плоскости между виртуальным поп-идолом Hatsune Miku и британским уличным художником Бэнкси. Отличие в том, что за вокалоидом стоит целая команда разработчиков и программистов. Кто именно остается за спиной героя метавселенной — неизвестно.
Стефан Бенчем: кофаундер и директор Proyectos Ultravioleta
Плата за «потенциал» произведения искусства всегда будет больше, чем любая обозримая прибыль, считает Стефан Бенчем, директор галереи Proyectos Ultravioleta в Гватемала-Сити. К 2009 году вместе с друзьями он задумался о создании выставочного пространства, которое смогло бы объединить творческих людей и дать им возможность показать работы публике.
Сейчас одна из задач галереи Proyectos Ultravioleta — развитие неординарных моделей продаж, выходящих за рамки материальных выплат. Например, в 2021 году Proyectos Ultravioleta выступила посредником в договоре между современной галереей Tate и Эдгаром Калелом, представителем народа майя. Центром обсуждения стала инсталляция «Эхо древней формы знания» из камней и фруктов. По словам Стефана Бенчема, работу какчикельского художника невозможно было продать, так как представления о собственности у народов майя отличаются от убеждений современных людей. Как итог, сотрудники галереи обязались заботиться о работе в течение 13 лет и сделать пожертвование народу какичели вместо того, чтобы приобрести работу напрямую.
Новый метод Proyectos Ultravioleta позволил начать диалог с деятелями культуры на их языке — понятном и актуальном для самого художника. «Продажи — это всего лишь средство, через которое мы можем расширить границы в искусстве и создании выставок», — сказал Бенчем. Он смотрит на свою работу не только как руководитель, но и как художник, как часть сообщества Proyectos Ultravioleta: «Мы всегда думаем о том, что мы хотим, чтобы галерея делала для нас, художников».
RM (Ким Намджун): музыкант, коллекционер и патрон
Лидер K-pop группы BTS Ким Намджун, он же RM, не скрывает своей любви к искусству. Музыкант вдохновляет толпы своих фанатов посещать выставочные пространства и делиться опытом. В Инстаграме* RM сообщает своим 41,9 миллионам подписчиков о визите в музеи и галереи, чем привлекает новых посетителей (организация Meta, а также её продукт Instagram, на который мы ссылаемся в этой статье, признаны экстремистскими на территории РФ. — ред.).
После того, как Ким Намджун появился на выставке в Пусанском художественном музее, количество посещений в день увеличилось в четыре раза. Среди АРМИ (так называют себя поклонники BTS) даже возник термин «Namjooning» — фанаты Кима Намджуна повторяют хобби певца, в том числе наслаждаются искусством в тех местах, куда ходил сам музыкант. Сам RM побывал в самых разных уголках Кореи: художественном музее Тэгу, галерее PKM, музее изобразительных искусств Kumho — и это только начало списка. В СМИ даже появилось характерное выражение о том, что «художественные выставки делятся на две категории: те, что посещал RM и те, на которых он не был».
Ким Намджун также известен как коллекционер и патрон. Он покупает работы KAWS и Такаси Мураками и второй год подряд в свой день рождения жертвует 100 миллионов вон (около 70 000 долларов) в поддержку корейского культурного наследия.