Чтобы понимать: Kyocera владеет 70-процентной долей мирового рынка керамических компонентов для оборудования для производства чипов. И это компания заработала миллиарды на Китае как на "мировой фабрике".
Как пишет FT со ссылкой на слова главы японской компании Kyocera, ограничение американцами доступа Китаю к передовым технологиям подрывает "жизнеспособность" китайской промышленности в качестве мировой производственной базы с каналом сбыта в виде экспорта. Из-за этого один из крупнейших в мире производителей компонентов микросхем (Kyocera) переносит свое производство в другое место и вкладывает значительные средства в производственные мощности у себя дома в Японии.
Хидео Танимото, президент компании Kyocera, которая является важным звеном в цепочке поставок чипов, дает свою суровую оценку происходящему, поскольку он руководит агрессивной инвестиционной стратегией Kyocera, которая включает строительство ее первого почти за два десятилетия завода в Японии:
«Это [схема "разместим производство в Китае" - прим. Об этом не говорят] работает до тех пор, пока [продукты] производятся в Китае и продаются в Китае, но бизнес-модель производства в Китае и экспорта за границу больше нежизнеспособна. Выросла не только заработная плата, но, очевидно, из-за всего, что происходит между США и Китаем, трудно экспортировать из Китая в некоторые регионы».
В октябре США объявили об экспортном контроле, который серьезно подорвет усилия китайских компаний по разработке передовых технологий. В прошлом месяце Япония и Нидерланды также договорились с США об ограничении экспорта в Китай инструментов для производства микросхем.
Kyocera производит телефоны, принтеры и солнечные батареи. Компания контролирует 70% мирового рынка керамических компонентов для оборудования для производства чипов. Танимото сказал, что контроль за экспортом, введенный США был одной из причин, по которой Kyocera снизила годовой прогноз операционной прибыли на 2023 год на 31%:
«Если производители оборудования для выпуска чипов прекратят поставки в Китай, это несколько повлияет на наши заказы. . . Теперь их просят не отправлять [в Китай] даже свои устаревшее оборудование».
Kyocera все чаще оказывалась вовлеченной в торговый спор между двумя крупнейшими экономиками мира.
В 2019 году компания перенесла производство своих копировальных аппаратов для рынка США из Китая во Вьетнам, чтобы избежать высоких тарифов, введенных администрацией Трампа против Китая. Компания также перенесла производство автомобильных камер для США из Китая в Таиланд.
Танимото сказал, что теперь будет практически невозможно выпускать оборудование в Китае без доступа к технологии производства чипов, которые затронули ужесточение экспортных правил, хотя страна все еще может иметь конкурентное преимущество в области программного обеспечения и искусственного интеллекта.
На протяжении десятилетий производитель из Киото занимал консервативную позицию в отношении инвестиций, чтобы сосредоточиться на получении прибыли. Но под руководством Танимото, который занял пост президента в 2017 году, компания переключилась на изучение новых возможностей для роста, потратив 62,5 млрд йен (464 млн долларов) на строительство завода по производству корпусов для полупроводников на своем заводе в Кагосиме на юге Японии.
В ноябре 2022 года компания пообещала почти удвоить капиталовложения до 900 млрд. йен в течение следующих трех лет, чтобы расширить производство компонентов и конденсаторов для чипов, используемых в смартфонах и в других продуктах. Первым отечественным заводом компании, построенным впервые в Японии почти за 20 лет, станет завод электронных компонентов в Нагасаки, запуск которого планируется в 2026 году.
Инвесторы приветствовали смелые планы Kyocera по инвестициям, но также призвали компанию улучшить корпоративное управление и рентабельность капитала, продав свою 15-процентную долю в телекоммуникационном бизнесе KDDI, который был основан основателем группы Кадзуо Инамори.
Танимото сказал, что компания не будет сокращать свою долю в KDDI в размере 1,4 трлн иен и вместо этого будет использовать ее в качестве залога для получения кредита в размере 500 млрд иен для реализации своих планов.
В ответ на призывы акционеров избавиться от неэффективных направлений бизнеса Kyocera, таких как смартфоны, Танимото заявил, что компания в первую очередь сосредоточится на получении прибыли, перейдя на продажу своих устройств предприятиям, а не розничным потребителям.