Иван работает над новым проектом электрического квадроцикла. Уже собрана рама, сварены рычаги передней и задней подвески, установлены кулаки, тормозные механизмы, тормозные диски и ступицы, ШРУС; готовы редукторы. Недавно квадрик встал на колёса.
Этот аппарат попроще, чем проект Дениса – победителя нашего конкурса. Пока мы решили не ставить электроусилитель руля, уменьшили проектную мощность, отказались от целого списка дополнительного оборудования. Наша цель – создать работоспособный прототип для последующих испытаний и дальнейшего развития идеи.
Квадрик собран на сварной раме из стальных труб, как это обычно и делается. Но, имея в распоряжении станок для лазерной резки, мы не ограничивали себя в листовых деталях. При изготовлении рамы на ручном гибочном станке и торцевателе труб мы обеспечили точность около 2 мм относительно 3D-модели.
Передняя подвеска собрана на поперечных A-образных рычагах, задняя – на продольных. В проекте предусмотрены стабилизаторы поперечной устойчивости, но их необходимость станет понятной после испытаний уже собранного аппарата.
Редукторы для передней и задней оси мы разработали и изготовили сами. Корпус конструировал Денис, а внутреннее наполнение – Иван. Шестерни, разумеется, пока отдаём на аутсорс. Заблокировать переднюю или заднюю ось можно будет с помощью кнопки. Межосевая блокировка не предусмотрена: квадрик будет оборудован двумя двигателями нашей собственной разработки.
Двигатели будут разными: спереди – 7 кВт номинальной мощности, сзади – 15. Какой будет максимальная мощность – зависит от контроллеров; их модель мы ещё не выбрали, но, возможно, это будет нечто иное, чем разработанные Евгением, которые мы применили на нашем моторном стенде (о них есть видео на нашем канале).
На 3D-модели будущего квадроцикла можно увидеть радиаторы водяного охлаждения, снабжённые двумя помпами, несколько блоков электроники, аккумуляторную батарею. Кстати, она – тоже нашего производства. В ней 24 последовательно соединённые ячейки типа «литий NMC», в сумме – около 73 ампер-часов. То есть ёмкость батареи составит около 15 кВт⋅ч.
В конструкции аккумулятора предусмотрена система охлаждения – трубный теплообменник (синие трубки в нижней части корпуса). Верхний жгут – это балансировочные провода; чёрные кабели с коннекторами – две термопары в разных частях корпуса. Силовые кабели (красный и синий посередине) выполнены с запасом, сечение – 50 кв.мм.
Аккумуляторы мы собираем сейчас по новой технологии, позаимствованной у Саши – конструктора нашего скоростного электросамоката. Раньше мы, как и многие другие, соединяли два аккумулятора через зажим. Это увеличивало длину аккумулятора и, когда их было много в паре, требовались дистанционные проставки, переходники из алюминия или никеля — в общем, это выглядело немного неправильно. Теперь технология такая: контакты загибаются, в них с помощью небольшой оправки сверлятся отверстия; сзади проходит длинная пластинка с заранее нарезанной резьбой, спереди — пластинка под два болта. Таким образом, дистанционные шайбы больше не нужны. Получается небольшая длина и отличный контакт!
На квадрике уже стоят тормозные суппорты, тормозные диски, ступицы, переходные проставки, ШРУС. Тормозные механизмы – от китайского квадроцикла. Диски мы выточили сами, они достаточно простые в изготовлении. ШРУС – Волжского Автозавода: для квадроцикла он избыточен по запасу прочности и надёжности.
Переходные проставки для перехода со ступицы ВАЗ на стандарт для квадроциклов (4х110) изготовлены на фрезерном станке с ЧПУ. Проставка сделана таким образом, чтобы вкручивать в неё четыре болта с потайной головкой (4х98, стандарт FIAT/ВАЗ). Уже нарезана резьба под 4 шпильки (4х100, стандартная для квадроциклов). Перед тем, как изготовить эту проставку на фрезерном станке, мы распечатали на 3D-принтере её модель, и только после этого изготовили их в металле.
Колёса здесь – стандартные для квадроциклов средней мощности, диаметр – 26 дюймов. Спереди ширина 8”, сзади 10” на 12-дюймовом диске. Компоновка получилась чрезвычайно плотной.