Найти тему

НЕБОПОЛИТИКА О ГЛАВНОМ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ КАПИТАЛ. Установочные данные. Часть 1

Das Kapital - 资本论

Карл Маркс был философ. Философ – это человек склонный к мудрованию: обретению премудрости Софии. Только философ, разработав метод диалектического материализма, мог написать книгу «Что есть Главное» (нем. Das Kapital). После прочтения которой, некоторые замечательные экономисты стали в самом широком смысле определять капитал так: «Ну, это всё, что не труд».

Мы же, пройдя, в свое время квалификацию кандидата наук по философским проблемам языкознания (см. Гваськов П.А. Письмо, язык и мышление китайцев. – М., 1982), дерзнем изложить вопрос «Что есть Главное» с позиции ни у кого не списанной, рожденной в России системы взглядов под именем веждизм (от рус. вежды – веки). И, опираясь на три составные части веждизма: разианство, благологию и небополитику, заглянем «за век» и изложим свежее ни у кого не списанное понимание капитала.

Слово capital – латинского корня. Его основные значения:
главный,
основной,
важнейший,
значительный,
превосходный…

В английском – это и столица, и заглавные буквы, и высшая мера.

Что есть главное для человека – это вопрос культуры, а не натуры. Культура связана с языком и мышлением. «В начале было Слово [Логос]» (Ин.1:1). А натуру описывают физика и математика.

Но и натура не лишена логоса, ибо логос - это и имя, и число, и соотношение, где систему смыслов обнаруживают фракталы.

Математика квантует непрерывность процессов физики числом.

«Математику уже за тем учить надо, что она ум в порядок приводит» – учил корифей российской науки М.В. Ломоносов.

Но именно порядок в способе мышления не позволяет людям с математическим образованием объять главное – течение жизни.

Объять течение жизни можно лишь в художественных образах музыки, поэзии, живописи, скульптуры, вкусами и запахами…

«Плюнь тому в глаза, кто скажет, что можно объять необъятное!» — вот вершина мудрости в афоризмах тролля Козьмы Пруткова.

Философ Маркс главным в экономике индустриального общества объявил прибавочную стоимость. Источник прибавочной стоимости – труд. Мерой труда выступает рабочее время как длительность: час затрат жизненной силы трудящегося, рабочий день. Но есть и время как кругооборот: период возврата оборотного капитала в виде денег. И как миг удачи – открыть выгодное дело.

Экономисты же ухватились за деньги, как измеритель прибыли. Сделали акцент на счете-учете единиц богатства.

Так, главное в экономике – труд как отдача времени жизни человека на общее благо (благо-дать) – было исподволь подменено получением выгоды в деньгах (благо-получием). Произошла инверсия смысла жизни: деньги стали стоить больше, чем люди.

Деньги стали измерителем капитализации жизни в действии активных и бездействии ленивых, обретении имущества и получении знаний, производстве и развлечении, творчестве и потреблении, создании нового и расточительстве имеющегося.

Родовой признак человечества – свободная сознательная жизнедеятельность людей с именем «труд», вступила в борьбу с учетом и обладанием богатства под именем «капитал».

В эпоху капитализма в борьбе труда и капитала победили вещи. «Иметь» (удовлетворять потребности) для людей стало важнее чем «быть» (реализовывать способности). «Богатство для всех» стало богатством для себя любимого с правами человека и гражданина.

Так получилось, что главное в жизни – ее человечность, в длительности и порядке следования событий с моментами удачи и досадными промахами, радостями и невзгодами в отношениях с другими получившая имя "капитал", приобрела форму денег.

Деньги же стали мерой стоимости вещей (оценки их пользы для жизни) в процессах обмена веществ, энергии и информации. А капиталом стали называть самовозрастающую стоимость всего, что имеет оценку богатства, материального и нематериального (включая культурное наследие).

Денежными делами занялись оценщики, менялы и процентщики.

(продолжение следует)