Найти тему
Разговор начистоту

Учиться музыке с интересом и радостью – «дело семейное»…

Очень часто в наше время на слово «учиться» - отрицательная реакция: и детей, и взрослых.

Чаще взрослые вынуждены заставлять детей что-либо делать, обращаясь к ним со словом «надо». А успешность обучения связана со словом «хочу».

Если ребенок хочет, там обязательно – успех, радость и удовольствие. Тем более, в музыкальной школе, где должны царить творчество и вдохновение.

Лучший педагогический метод – это интерес. Пробудить его к предмету обучения и сохранить его на протяжении всего курса у каждого ученика, как говорят мудрецы: «есть призвание и мастерство».

Музыкальная школа, где в основе учебного процесса – индивидуальные занятия, может стать для каждого учащегося «территорией своего личного успеха».

С первых дней педагог выстраивает учебную программу, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей.

«Индивидуальный план» развития каждого ученика педагог может выстроить таким образом, чтобы он, занимался на уроке или дома, с ощущением своей «личной успешности».

В условиях музыкальной школы это абсолютно доступно. Для каждого учащегося педагог определяет свой уровень сложности, «полезности», доступности программного материла.

Очень важно, чтобы у каждого ученика, должна быть «своя исполнительская история»: концерты, конкурсы, творческие встречи.

У скрипачей решение этих задач проще, чем, например, у пианистов.

Не все ученики могут выступать и участвовать в концертах и конкурсах в качестве солистов. Зато есть потрясающая возможность реализации своих «артистических» способностей в составе ансамбля.

В ансамбле каждый участник чувствует себя артистом, имеет возможность выступить на больших сценах, и получить «свою порцию» успеха и благодарных аплодисментов.

Для меня успешность ребенка определяется не отличными оценками и победами на конкурсах, и даже не поступлением в престижные учебные заведения.

Важно – отношение ребенка к музыке, к своему инструменту, к делу, которому я его обучаю, его позитивное отношение к жизни, людям, и в будущем – возможность его творческой самореализации в той профессии, которую он выберет.

Необходимо создать для ученика благоприятную среду для его обучения и развития. Причем, такая благоприятная среда должна быть создана для каждого ученика: хочет он стать скрипачом, или нет, много он занимается или мало.

Следует мотивировать всех учеников, потому, что, несмотря, на индивидуальное обучение, у каждого педагога музыкальной школы тоже есть класс, детский коллектив, в котором дети общаются, развиваются, учатся друг у друга, дружат.

С первого урока – «маленького спектакля» начинается большое действо, равное учебному процессу в музыкальной школе, где ученик – главное действующее лицо. И это действо разыгрывается от урока к уроку, и должно быть всегда интересным и захватывающим.

Насколько педагог сумеет заинтересовать, увлечь, создать в игровой форме доверительную и доброжелательную деловую атмосферу, настолько можно рассчитывать на обратную реакцию со стороны ребенка: заинтересованность, активность, продуктивность, внимательность.

Эмоции, как известно, являются мощным стимулом в любой деятельности, поэтому, следует с первой же встречи вызвать в ребенке только положительную эмоциональную реакцию, добиться того, чтобы он чувствовал себя в классе свободно, непринужденно, чтобы мог активно и с интересом выполнить предложенную ему работу.

Преподаватель, который находит способы вызывать и поддерживать интерес ребенка к занятиям, и вместе с тем, умеет использовать заинтересованность, исходящую от самого ученика, всегда добивается больших результатов.

Но при этом заинтересованность должна носить профессиональный характер, а не отвлеченно развлекательный.

Для реализации всех этих задач требуется поддержка родителей, как ребенку, так и педагогу.

Необходимо создать единый коллектив: учеников и их родителей.

Педагог с первого знакомства, с первых занятий, должен заинтересовать родителей своих учеников, включить их в образовательный процесс таким образом, чтобы занятия в музыкальной школе стали общим, «семейным» делом.

Присутствие родителей на занятиях. Поддержка дома. Никакой критики. Концерты. Конкурсы. Творческие встречи. Новогодние сказки-представления. Совместные выходы в филармонию.

Общие интересы. Совместные достижения. Радость общения с музыкой.

«Дать детям радость в учении – первая заповедь учителя». В. Сухомлинский.

Поделитесь своим опытом. Буду благодарна.

Ваша Г. Молькова.