Кто такая Матронушка-Босоножка? Очень много таких вопросов поступило к нам в комментариях. Неужели есть еще одна? На самом деле есть Московская, Анемнясевская и Петербургская. Это три разные подвижницы. Есть и другие святые с именем Матрона. Но сегодня мы расскажем именно о Петербургской.
Родилась она в деревне Ваниной Костромской губернии в 1833 году. Семья Матронушки была простая крестьянская. Кроме Матроны у Петра и Агафьи Щербиных были сыновья: Макар, Александр и Иван, все они занимались земледелием. К сожалению, о детских годах ничего неизвестно. Первая информация, которая записана в ее житии это то, что она вышла замуж за мещанина города Костромы Егора Мыльникова. Фамилия ее в девичестве Щербинина. Так Матрона и Егор поженились, имели свой домик, бакалейную лавку.
В 1877 года мужа призвали на службу во время турецкой войны и она последовала за ним на фронт. Там она была сестрой милосердия. Всем помогала Матронушка, всё свое жалование отдавала бедным солдатам.
Погибает муж. Матронушка принимает решение, теперь всю свою жизнь посвятить Богу. Очень похоже на подвиг Блаженной Ксении (1719 – 1803 гг.). Возможно она тогда знала о ее житии.
После того, как закончилась война Матронушка возвращается в Кострому и продает все свое имущество, деньги раздает нищим и отправляется странствовать, наложив на себя обет юродства Христа ради, с того момента и до самой своей смерти (в течение 33 лет) она ходила только босиком. Поэтому ее стали звать "Матронушка-Босоножка".
Даже зимой Матронушка носила легкую летнюю, обязательно белую, одежду. Посещала Соловецких чудотворцев, странствовала по святым местам России и четыре раза босая ходила в Иерусалим, в одно из посещений Иерусалима она приняла схиму с именем Марии, дав Богу обет скрывать это от всех.
Последние 30 лет своей жизни Матронушка провела в Санкт-Петербурге, жила она сначала на Петербургской стороне, а затем 16 лет – у часовни во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Босая зимой и летом, в легком белом одеянии, с посохом в руках часто молилась она у Скорбященской часовни.
Жизнь в городе приносила Матронушке определенные трудности. Несколько раз полиция задерживала ее за хождение без обуви. Поэтому она направила прошение в Святейший Правительствующий Синод о предоставлении ей разрешения на следование этому обету. Вот выдержка из прошения:
“Полиция говорит, что я смущаю народ, но если я его смущаю, то разве может только доказательством, что Господь посылает ещё милосердие рабам Своим, допуская на морозе не мёрзнуть раздетым ногам у тех, кто дал Ему обет в этом послушании. Может ли такое доказательство вселить в души людей иное, кроме поддержки православных заветов…”
Несколько тысяч человек каждый год посещали блаженную Матронушку, прося её о молитвенной помощи в болезнях, скорбях житейских и самых разнообразных нуждах. От нее исходили любовь и тепло.
Еще она была прозорлива, молитва ее, по воле Господа, имела огромную силу. Она принимала всех, утешала, давала советы, молилась вместе со страждущими. Многих людей Матронушка предупреждала о грозящей опасности. Многое сбывалось и совершались чудеса по ее молитвам.
Прозорливая Матронушка, которая помогала людям своей молитвой, предостерегала людей от надвигающихся несчастий, многим открывала Промысел Божий. Высокопоставленные верноподданные Государя, отправляясь в места, охваченные эпидемиями и войнами, приходили к ней. Старица кропила каждого святой водой, благословляла иконой, и среди смертельной опасности они оставались невредимы. Но иногда блаженная старица отказывалась молиться о здравии, безошибочно называя день предстоящей смерти больного.
Ничего себе никогда не оставляла. Бывало, что получит в дар большие средства и тут же раздаст их обездоленным беднякам. Посылала она пожертвования в бедные приходы и монастыри, а также покупала Евангелия и иконы, которыми благословляла приходящих к ней людей.
С начала 1909 года Матронушка стала готовиться к смерти. Каждое воскресенье в течение последних двух лет жизни она причащалась Святых Таин и несколько раз соборовалась. В начале марта 1911 года она почувствовала сильное недомогание. Она слабела на глазах. К концу месяца старица сказала: «Вместе с водой и льдом уйду от вас». Старица тихо почила 30 марта 1911 года, когда на Неве начался ледоход.
День похорон Матронушки-Босоножки совпал с Вербным воскресеньем. Примечательно, что литургию в день похорон, совершал священник Петр Скипетров, ставший через несколько лет первым Петроградским мучеником. Следует отметить, что Матронушку высоко чтила Царская Семья. Так же и княгиня Елизавета Фёдоровна почитала старицу, и узнав о кончине блаженной старицы, долго плакала, по её распоряжению был прислан на могилу венок.
Похоронили блаженную в ограде часовни, где пребывала в то время чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радосте с грошиками.
На похороны блаженной старицы Матроны собралось около 25 тысяч человек: среди них, по свидетельству очевидцев, были представители всех слоёв общества. Многочисленное духовенство совершало обряд отпевания. Трогательно звучали прощальные слова архимандрита Александра:
«…Господь выделяет таких светильников, которые возбуждают в народе любовь к православной Церкви, ее пастырям… Будем молиться в надежде, что там, в ином мире, окажемся невдалеке от этой женщины, которая поднялась на такую духовную высоту. У высоты Престола не забудь нас, Матронушка, своими молитвами».
В советское время большая и красивая церковь во имя иконы «Всех скорбящих Радость» была разрушена, а могилка блаженной Матронушки затерялась. В 1990-е годы, сохранившаяся часовня превратилась в церковь, которая стала подворьем Зеленецкого Свято-Троицкого мужского монастыря.
В 1997 году была найдена и восстановлена могила блаженной Матронушки-Босоножки, около нее по воскресеньям совершаются панихиды. Вновь верующие люди получили возможность приходить к блаженной старице, чтобы просить её молитвенной помощи, Матронушка никого не отвергает, за всех молится. По ее молитвам случаются исцеления, вразумления и чудеса.
Годы жизни Матронушки-Босоножки: (1833–1911 гг.)
День памяти старицы: 12 апреля.
Матронушка-Босоножка избрала для себя пути Христа ради юродства и странничества, получив от Бога за аскетические труды и смирение дар прозорливости и чудотворения, её жизнь демонстрирует верующим «конкретный пример одного из множества путей, ведущих человека ко спасению».