Раз жизнь в космосе — жестянка, что выручит людей? Только консервная банка! Какой ответ на вызовы космоса придумали инженеры-футурологи уже много лет назад? Где и как будет жить и работать население обитаемого космоса?
Гардарика
Космос — страна городов. Современная цивилизация вся построена вокруг сложной техносферы. Любое достижение, от сельского хозяйства, промышленности и энергетики до медицины, научно-исследовательского комплекса и медиасферы опирается на высокотехнологичное и наукоёмкое производство. Еду для современной цивилизации растить на домашних огородиках бессмысленно. Ценные ресурсы добывать руками и лопатами — тем более.
А значит, освоение космоса будет иметь очень мало общего с ковбойским фронтиром, но очень много — с постройкой городов с нуля вокруг сложного комплекса промышленных комбинатов. И разумеется, без любых планет из фантастики прошлого тысячелетия!
Земля-Луна инкорпорейтед
В системе Земля-Луна строительство космических городов имеет два крупных плюса. Землю — источник дешёвых кредитов, почти бесконечных человеко-часов и наукоёмких вычислений и Луну — почти бездонную в масштабе срока жизни современной цивилизации кладовую ценных ресурсов.
Система двух небесных тел стабилизирует огромные пустые области пространства — четвёртую и пятую точки Лагранжа. Идеальное место для постройки ранних космических посёлков для строительства огромных космических городов.
Хорошее начало
Первый космический посёлок можно и нужно делать сравнительно компактным. Но всё познаётся в сравнении — десять тысяч человек в современном высокотехнологичном производственном комплексе — это очень много. Современные российские химкомбинаты регионального и федерального уровня регулярно обходятся полным количеством персонала человек эдак в пятьсот.
Десять тысяч человек в посёлке около полутора миллионов квадратных метров жилой площади смогут очень и очень много. Например, при непрерывной опоре на лунные ресурсы построить второй такой же за три-пять лет. С учётом населения земного шара ранний этап заселения космоса на этой стадии принятия решения запросто демонстрирует взрывной рост с кратным удвоением населения и жилой площади.
Жилой бублик
Искомые полтора миллиона квадратов — скромные два километра диаметра на примерно двести пятьдесят метров ширины жилого пространства. Внутри — полностью земные условия, земная же сила тяжести, плотность малоэтажной застройки благоустроенного «зелёного» пригорода и полная самодостаточность по сельскому хозяйству и рециркуляции воды и биомассы.
Поскольку расположен этот город в Л4/Л5 системы Земля-Луна, электричества у него всегда сколько потребуется. Любой рост потребностей компенсируется простым и быстрым возведением дополнительных солнечных электростанций на внешнем обвесе прочного корпуса — в любых количествах.
Бесконечный карьер
Основные материалы на строительство — кислород для атмосферы, кремний для стекла и зеркал, железо, алюминий, титан, магний и более редкие и ценные элементы, в практически любых количествах можно взять на Луне.
Это штатный подход к возведению космического города в проектах за последние вот уже скоро полвека. Джерард О'Нил впервые посчитал всерьёз футурологические концепции в основе постоянного заселения космоса летом 1975 года.
Дистопия отменяется
В основе проектов О’Нила – комфортная жилая среда. Все цифры статистики взяты из параметров австралийских зелёных пригородов у моря. Проект может позволить себе малоэтажную застройку, нормальные площади общественных и коммерческих центров, интенсивное высокотехнологичное сельское хозяйство, такую же промышленность, идеальную транспортную связность, местные здравоохранение и образование.
Современные цифровые решения – вроде транспорта на основе дронов, полностью компьютеризованных складов, электронных очередей и прочего, на цифры О’Нила влияют достаточно сильно. Вертикальная гидропонная ферма с робоманипуляторами-садовниками ещё и резко сокращает требования к сельскохозяйственным площадям. Чем дальше – тем больше всё похоже на город-сад.
Скажи человейнику «никогда»
В ранних документах по космическим городам достаточное внимание уделяется вопросам комфортного психологически жилья. Сравнительно маленькие посёлки имеют массу способов маскировать свою ограниченную площадь.
Застройка скрывает за собой другие объекты, задачи психологической разгрузки выполняют декоративная зелень, прудики, ступенчатые микро-водопады и сады. Между всем этим проложены извилистые пешеходные дорожки и быстрые монорельсы. Складские и промышленные здания можно смело делать высокоэтажными, буквально от пола, до световодов «потолка». Их площадь от этого кратно возрастёт - и оставит ещё больше свободного пространства для парков и малоэтажной жилой застройки.
Вопрос жизнеобеспечения
Основные проблемы космического посёлка или города в системе Земля-Луна – космическая жара и космическое же излучение. Обе проблемы решаются за счёт достаточно большого служебного обвеса на прочном внешнем корпусе. Тепло отводят радиаторы. От космического излучения защищают физический насыпной щит (уж чего-чего, а реголита на Луне для этих целей с избытком!) и совершенно искусственное магнитное поле на окольцовке города несколькими слоями мощных электромагнитов.
Поскольку любой космический город всё равно имеет мощную внешнюю систему из электростанций, складов и погрузочно-разгрузочных терминалов разного типа, дополнительный обвес систем жизнеобеспечения составляет достаточно скромный процент от всей потребной работы.
X2
В силу того, что космические города любого типа имеют внутри себя огромный вращающийся элемент – собственно жилое пространство, спарка городов прекрасно стабилизирует себя в пространстве за счёт жёсткой сцепки и лёгкой рассинхронизации вращения.
Трёхмерная сцепка может увязывать в единую большую конструкцию несколько спарок жилых бубликов под разными углами. Это позволит модульную достройку кластера сравнительно малыми и дешёвыми городами ранних проектов. Более того, обеспечит гарантированную заменяемость менее удачных ранних конструкций с расселением по соседним жилым блокам.
Начало экспансии
Комфортные рабочие посёлки в кластере из нескольких десятитысячников уже достаточны, чтобы замахиваться на полноценные цилиндры О’Нила. От сравнительно малых, четыре километра диаметра на два километра высоты, до исполинов габаритами восемь на тридцать два километра. В цилиндр на восемьсот квадратов площади неплохо уместится пригород Москвы со всем населением. При этом, внутри хоть настоящие леса, озёра и рощи можно разбить, возможности конструкции позволяют.
Но это дело уже несколько более далёкого будущего.