Историческая справка.
Математика и игры имеют тесную связь. Так случилось, что эта связь историческая.
Да, еще древние шумеры и египтяне играли в настольные игры и решали математические задачи, не имеющие контекста, которые можно назвать просто занимательными. Некоторые такие игры и задачи датированы учеными примерно 4 – 5 тысячелетием до нашей эры.
Например, игра «Сенет» «Прохождение». Конечно, в Древнем Египте было несколько популярных игр на доске, из них Сенет была наиболее популярным. Как она вышла в топ?
Есть гипотеза о невероятно умных древнеегипетских маркетологах, создававших красивые легенды для для популяризации этой игры. Ведь тогдашняя мифология не просто свод историй о богах и героях, а способ осмыслить мироустройство.
А я так скажу, хочешь сделать что-то популярным в Древнем Египте – скажи, что это связано с богами)))
Вообще, это хороший прием. И дальше расскажу почему это так.
Наши дни.
Сейчас я наблюдаю вот такую картину: дети средней школы учат детей младшей школы… Играть!
Как это называется, уроки игр?! Вот, я смотрю на эти фотографии, а сам улыбаюсь до ушей.
И вот почему это хороший прием: хочешь сделать что-то популярным у детей – наполни этот предмет эмоциями, интересом, переведи это на детский язык.
В философском смысле, объясняя предмет через игру, игру - как последовательность действий, обрамленных правилами, мы можем описать уникальную картину мироздания. Сделать математическое действие наблюдаемым. Сделать его прикладным, наполненным смыслом.
Облечь математику в игру, значит связать получение знаний с эмоциями. Ведь так устроена память, чаще всего мы запоминаем именно эмоциональные моменты нашей жизни. Бережно храним их и вспоминаем, вдохновляясь на решение новых задач.
С педагогической точки зрения, настольные игры замечательны наличием внутренней мотивации, мотивация – выиграть, решить головоломку, решить задачу.
Механика урока
Постановка задач – самая умная часть события, которая формулируется педагогом.
Событие назвали «Математическая игротека». И прямая задача этого урока – выбрать из списка предложенных игр две и научить играть в них младшеклассников.
Для наглядности решили оформить их так, чтобы можно было потрогать персонажей, разрезать торт или циферблат часов, разделить сокровища или выставить охрану пещеры гномов...
Ученики 2 ступени познакомились со списком подготовленных игр и задач, внесли коррективы, добавили свои.
Продумали удобную расстановку мебели в классе.
Провели генеральную репетицию игротеки.
Пригласили учеников 1 ступени и провели игротеку.
В итоге.
Подростки улыбались. Те, кто обычно замкнут или стесняется, вели себя раскованно, помогали читать задания, объясняли решения, азартно играли в соревновательных играх.
Дети увлеклись, просят организовать еще игротеку по словесности в неделю словесности (весной), а потом в лагере - по стратегиям.
Дети хотят решать задачи? Вот это да!
Механизм внутреннего вознаграждения в мозге устроен примерно так:
- Решил задачу?
- Решил.
- Получай гормоны.
- О, классно! Я рад и счастлив!
- Хочешь еще эмоций?
- Конечно!
- Тогда решай еще!
Не знаю, можно ли, но я скажу так, словно я рок-звезда: зависимость от решения задач, пожалуй, лучшая из существующих.
Так что впереди подготовка и согласование новых игротек.