По мере взросления ребёнка помощи со стороны родителей становится всё меньше. Родители держат ребенка за руки пока он учится ходить, потом ребёнок осваивает процесс ходьбы и держать его за руки уже становится лишним. В принципе, эта схема работает с любыми умениями - сначала мы показываем ребенку, как делать, потом делаем это вместе с ним, затем смотрим, как он справляется сам, потихонечку освобождаем ему место для самовыражения и хвалим за освоенное поведение.
Что в этой схеме может пойти не так? Тревожность родителей может поспособствовать тому, что веры в своего ребёнка не будет и они будут продолжать "держать его за ручки". Нежелание хвалить детей за их маленькие достижения, невнимательность к их деятельности, желание до последнего оставаться значимыми и главными в их жизни. Получается, что внутриличностные конфликты родителей могут нарушить естественный ход формирования адаптации их детей.
Всё что могут сделать родители - это помочь в освоении, а это значит: рассказать, показать, сделать вместе, посмотреть, как получается и похвалить; если в освоении навыка что-то пошло не так и ребёнок не справляется, то это не является сигналом, чтобы всё сделать за него; наверняка, это будет быстрее, надёжнее и вам спокойнее, но только ребёнок так и останется на прежнем уровне в данной сфере деятельности. Я уже молчу про ответственность. Зня, что в случае неудач или ошибки родители всё "исправят и сделают всё как надо", ребёнку становится выгодно выглядеть беспомощным, уставшим, непонимающим - это часть успешной стратегии его поведения. Ведь, именно в этом случае родители за него всё делают - достаточно показать, что ты с этим не справляешься и... вуаля - папа с мамой суетятся вовсю!
Важно с ранних лет понимать нужна ваша помощь или нет. Ребёнок подходит к песочнице, где играют дети, смотрит на них, делает ещё шаги, снова изучает обстановку среди детей, но, всё-таки идёт к ним - значит он на верном пути, он старается сам. А если он ищет вашего взгляда, смотрит в вашу сторону, то очевидно ему нужна ваша поддержка. Не советы и критика, а присутствие, подбадривание и ваша теплота.
Учитесь наблюдать за малышом, отмечать его эмоции, спрашивать его о текущих потребностях и желаниях, но ещё важнее слышать ребёнка и доверять ему. Делайте различия между капризами и упрямством и настоящей просьбой о помощи.
Берегите себя!
Сабиров Салават.
Мой телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог
На очный приём в Волгограде или индивидуальную консультацию в режиме онлайн можно записаться по номеру: +79050620750
Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru