Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Помогать или предоставить самостоятельность?

По мере взросления ребёнка помощи со стороны родителей становится всё меньше. Родители держат ребенка за руки пока он учится ходить, потом ребёнок осваивает процесс ходьбы и держать его за руки уже становится лишним. В принципе, эта схема работает с любыми умениями - сначала мы показываем ребенку, как делать, потом делаем это вместе с ним, затем смотрим, как он справляется сам, потихонечку освобождаем ему место для самовыражения и хвалим за освоенное поведение.

Что в этой схеме может пойти не так? Тревожность родителей может поспособствовать тому, что веры в своего ребёнка не будет и они будут продолжать "держать его за ручки". Нежелание хвалить детей за их маленькие достижения, невнимательность к их деятельности, желание до последнего оставаться значимыми и главными в их жизни. Получается, что внутриличностные конфликты родителей могут нарушить естественный ход формирования адаптации их детей.

Всё что могут сделать родители - это помочь в освоении, а это значит: рассказать, показать, сделать вместе, посмотреть, как получается и похвалить; если в освоении навыка что-то пошло не так и ребёнок не справляется, то это не является сигналом, чтобы всё сделать за него; наверняка, это будет быстрее, надёжнее и вам спокойнее, но только ребёнок так и останется на прежнем уровне в данной сфере деятельности. Я уже молчу про ответственность. Зня, что в случае неудач или ошибки родители всё "исправят и сделают всё как надо", ребёнку становится выгодно выглядеть беспомощным, уставшим, непонимающим - это часть успешной стратегии его поведения. Ведь, именно в этом случае родители за него всё делают - достаточно показать, что ты с этим не справляешься и... вуаля - папа с мамой суетятся вовсю!

Важно с ранних лет понимать нужна ваша помощь или нет. Ребёнок подходит к песочнице, где играют дети, смотрит на них, делает ещё шаги, снова изучает обстановку среди детей, но, всё-таки идёт к ним - значит он на верном пути, он старается сам. А если он ищет вашего взгляда, смотрит в вашу сторону, то очевидно ему нужна ваша поддержка. Не советы и критика, а присутствие, подбадривание и ваша теплота.

Учитесь наблюдать за малышом, отмечать его эмоции, спрашивать его о текущих потребностях и желаниях, но ещё важнее слышать ребёнка и доверять ему. Делайте различия между капризами и упрямством и настоящей просьбой о помощи.

Берегите себя!

Сабиров Салават.

Мой телеграмм канал: #Вашличныйпсихолог

На очный приём в Волгограде или индивидуальную консультацию в режиме онлайн можно записаться по номеру: +79050620750

Автор: Сабиров Салават Шамгунович
Психолог, Семейный психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru