Здравствуйте, дорогие читатели! Среди моих подписчиков много учителей и, естественно, родителей, у которых дети либо учатся в школе, либо уже давно её окончили. Часто читаю в чатах, что учителя (в основном, молодые) бегут из школы, жалуясь не только на низкую зарплату, но и на неадекватных учеников, и на бесцеремонных родителей.
Сама перебираю в памяти события последних лет моей работы в школе. Ушла с 38-летним стажем в 2020 году на пенсию в 60 лет. Думаю, что прекрасный возраст для ухода, хотя многие мои ровесницы продолжают трудиться.
Почему ушла? Потому, что наблюдать, как школьное образование опускается всё ниже и скоро окажется на самом дне, не осталось сил. Школа деградирует по параметрам, в которые входят и учёба, и материально-техническая база, и учебники, и воспитание, и отношение к учителю.
Нет, это не ученики, а тем более, не родители были виноваты в том, что я, не задумываясь, ушла из школы. С опытом приходит взаимопонимание с детьми и уважение родителей. Какие-то единичные случаи недопонимания за весь долгий период работы вообще не беру в счёт.
А вот более глубокие (а может быть, они и не основные?) причины развала нашего образования теперь мне видятся очень хорошо. Отсюда и все остальные беды нашей школы, с которыми сталкиваются и молодые, и опытные педагоги. Более подробно остановлюсь на том, что наболело, но это далеко не всё.
Причина №1
Противостоять развитию информационных технологий невозможно, но ради детей и их образования стоит ограничить использование некоторых технических достижений. И тут нужна жёсткая рука закона, не позволяющего (казалось бы, самое безобидное, что есть) в школу приносить смартфоны.
Только кнопочные, если уж так необходимо некоторым родителям быть на связи со своим ребёнком (заболевание или подобная уважительная причина). Мои дети благополучно отучились в школе без телефонов.
Так это же цивилизация, скажете?! Тогда «расхлёбываем» по полной – на уроках отвлекаются, на переменах не отдыхают – в результате материал не усваивается, качество знаний ниже среднего. Вас это устраивает?
Учителя плохие? Не умеют завлечь и увлечь материалом? Тогда стоит обратиться к тем, кто поёт на уроке и надевает костюмы исторических персонажей и эпох. Только для ежедневных уроков эта показуха открытых уроков не подходит!
Оставить телефоны дома волевым решением вполне могут родители, но пока нет сурового наказания за принос в школу смартфона, никто этого делать не будет. А кнопочные носить в школу – это ж стыдно ребёнку. Нет, он лучше умрёт, чем опозорится.
Школьные уроки со смартфонами под партой опускаются всё ниже и ниже – на самое дно. И не говорите, коллеги, что вы не позволяете в них смотреть, или то, что вы забираете их на время урока. Они и два принесут на этот случай. Один вам отдадут, а другой в кармане останется. Знаю – проходила!
Причина №2
Не говорю про нехватку учебников по новым ФГОС (это вообще БЕДА), а скажу про решебники или ГДЗ (готовые домашние задания по всем предметам), которые лет так 10 – 12 назад завладели головами наших школьников.
Ума и знаний от них не прибавилось, а вот головная боль у учителей появилась, да не физическая боль, а боль за то, что в голове пусто у ребёнка, а на бумаге всё идеально.
Я, учитель английского языка, видела, как дети перестают самостоятельно переводить тексты. А зачем, когда есть переводы в решебнике каждого упражнения подробно и с пояснением. Ребята перестают понимать грамматику, потому что задания на закрепление материала полностью сдираются. Каково учителю? Мне было очень плохо!
Контрольные, если не составишь сама, тоже списываются. А когда составишь и дашь два варианта, то по телефонам передаются всем правильные ответы. Стоишь, как надсмотрщик на уроке, но для цифровых виртуозов нет преград. Глазом не успеешь моргнуть, как уже у всех правильные ответы.
Давать для каждого индивидуальное задание, когда у тебя 9 классов (со 2-го по 11-й) просто нереально. И знаете, что обидно? Что родители младших классов радуются решебникам – наконец-то они смогут «помочь» детям выполнить домашнее задание.
Вот скажите, кто позволил издательствам печатать эти решебники – с ошибками и без. Почему министерство, надзорные ведомства не обратят свои взоры на это безобразие и под угрозой штрафов или ещё каких-то санкций не прикроют эти лавочки? Лавочки, которые делают большие деньги, отупляя школьников. Разве это не причина падения школы на дно?!
Причина №3
Учителям, особенно классным руководителям, всевозможные чиновники не дают качественно преподавать свои предметы. Им просто некогда, когда ещё ВЧЕРА надо было сделать то, что продиктовали только СЕГОДНЯ.
Отчёты, фотоотчёты, регистрации, онлайн платформы, мониторинги, движения, разговоры о важном, конкурсы, аттестации, презентации, репетиции мероприятий с позволения администрации на уроках, марши и линейки.
Ученики и учёба уже отошли на десятый план. Им нет места в учебном «завальном» процессе. Зато у детей есть телефоны и смартфоны – они займут себя сами, пока учителю надо срочно выполнить очередные указания.
Причина №4
ЕГЭ, ОГЭ, ВПР и прочие тестирования, требующие натаскивания на определённые шаблоны и мешающие прохождению программы и получению полноценного образования. Не буду распространяться на эту тему - много сказано и написано.
Причина №5
Учитель перестал быть уважаемой профессией, хотя я бы сказала, что у нас в посёлке учителей ценят. За глаза, как известно, и царя ругают. Но конфликты в поселковой школе и с детьми, и с родителями случаются крайне редко.
Тем не менее, низкая зарплата педагогов уже давно уронила на дно престиж учительской профессии. Родители несправедливо приписывают учителям «вбросы» на выборах, обвиняют их в безволии и нежелании сопротивляться и готовности подчиняться любым указаниям.
Родители хотели бы видеть в учителях революционеров, борющихся с СИСТЕМОЙ, но учителя , получающие хорошую зарплату, протестовать не будут, а те, что получают нищенское жалованье, скорее молча уйдут из школы.
Школа стала такой с молчаливого согласия всего общества – и, прежде всего, тех, кто имеет власть и делать ничего не собирается. Не стоит виноватыми делать учителей в развале школьного образования, в падении его на самое дно.
Извините, что эмоционально - школа была всей моей жизнью. Спасибо вам. И до новых встреч!