- Ромка! Айда к нам, а то все пашешь и пашешь не покладая рук. Глянь, что у нас есть. – Вовка сосед, парень семнадцати лет, любитель праздно мотаться по стройкам, паркам и закоулкам, показал ему на бутылки с пивом.
- О, как! Где это ты все взял?
- А тебе какая разница, все мое. - Ответил он, сплюнув резко в сторону. Злился про себя, что зря задел своего соседа, хотел похвастаться. – Давай, топай отсюда, пижон!
Роман пошел своей дорогой, а вслед ему неслись пьяные крики и отборный мат.
- Что, опять Вовка куролесит? – спросила мать.
- Да. Пива целый ящик у него и водка стоит, закуска тут же. – Он остановился раздумывая. – Уж не он ли с дружками своими бомбанул киоск на привокзальной площади? Говорят, там ночью стекла побили, влезли, вытащили много продуктов и спиртного. Валентин, рядом живет, видел, как милиция приезжала, осматривали все. А что там смотреть? Как всегда ничего не найдут.
- Жалко парня, сопьется, молодой совсем. Меры не знает. Может матери его сказать!
- Ты, мать, в их дела не суйся. – Вышел отец из комнаты, складывая на ходу газету. – Светка знаешь, как за детей своих горой стоит. Опять коситься будет на тебя, почем зря. Пусть сама с ним разбирается.
- Так ведь одна она с четырьмя, мается. Трудно ей.
- Ага. Пожалел волк овцу. Есть давай. – Ответил ей отец. – Романа вон корми, с работы заскочил, ему домой ехать на другой конец города считай. Что сынок, соскучился?
Через неделю Вовка страдал от сильной головной боли. Она трещала, он мотал ею во все стороны, тело знобило и трясло. Хотелось опохмелиться, но вся тара была пуста, бутылки валялись беспорядочно рядом со столом, и только вода из крана капала равномерно: кап, кап, кап, усугубляя и без того болезненное состояние. Он облил голову холодной струей, и вытерев полотенцем, схватил кепку, ринулся по ступенькам к закадычному дружку Славке.
Но его намерения быстро охладели, когда он обнаружил дружка, в таком -же плачевном состоянии,
- Что делать будем? Надо бы к Толику заскочить?
- Навряд -ли. Он сам к нам приходил, пустой. Просил налить. разве не помнишь? И денег ни копейки нет. - Он огорченно выворачивал карманы.
- Пойдем, пройдемся.
Навстречу им шел студент.
- Угости сигаретой! – многозначительно произнес Вовка, преграждая дорогу, скривившись от головной боли.
- Не курю.
- Ты, что больной, не курит он. Тогда бабки гони, - поднял на него угрожающе руку Славка. Тот пригнулся немного от страха, и вытащив из кармана сотенную купюру, бросил под ноги, убегая. Славка поднял денежку, разгладил ее рукой и успокаивающе простонал, - начало есть.
К вечеру они уже сидели на детской площадке и громко смеялись, кричали и размахивали руками, бурно обсуждая свои похождения, вставляя для пущего куража нецензурную брань.
Проходившая мимо Мария, соседка по площадке, сделала ему замечание, на что тот отреагировал громким смехом:
- Иди мать своей дорогой, пока ноги носят.
- Что? Да, как у тебя язык поворачивается такое говорить, Владимир. И не стыдно тебе? Я же тебя с детства знаю, пирожками всегда кормила.
- Вот и выкормила! – Ребята ядовито гоготали, сдабривая хохот отборными выражениями, желая унизить, растоптать бедную женщину. – Иди бабка отсюда, пока не прилетело.
- Что! – она была возмущена, но отвернулась и пошла восвояси, под громкое улюлюканье и смачные ругательства.
Столько грубости и хамства в свой адрес, она еще не слышала, и от кого, от этой мелюзги. А подрастут еще немного, в силу войдут, что тогда будет? Берегись честной народ, Вова пить сюда идет?
- Свет, угомони своего охламона. Дети же гуляют вокруг, а они водку с пивом вовсю хлещут. Какой пример показывают всем.
- Ты, что это за моим сынком приглядывать взялась. Что он тебе сделал?
- Да нужен он мне, только маты его слушать не хочу. Окно открыть нельзя. Уши вянут.
- Возьми и заткни свои уши, или окно закрой. За своим вон смотри, контролерша выискалась, а я уж сама справлюсь.
Она зло оттолкнула соседку в сторону и пошла по своим делам.
- Ну, ну. Смотри, как бы чего не вышло.
Мария горестно рассказывала дома о неприятной встрече с соседским парнем. Ей было обидно. Отец отложил газету в сторону, желваки ходили на его лице ходуном.
- Так это он тебя так костерил?
- Да, уж наслушалась сегодня! Совсем от рук отбился парень. А Светка и глазом не моргнула, когда я ей пожаловалась.
Вечером отец сидел в прихожей, высматривая в глазок соседского мальчишку, и как только тот появился у квартиры, выскочил на площадку, взяв Вовку за грудки, трепал его из стороны в сторону, приговаривая:
- Наглец! Не смей, открывать рот на мою жену, понял, негодяй! Только попробуй еще раз открыть свой поганый рот.
- Ну, что? Что ты мне сделаешь? – вопрошал его с наглым видом пьяный подросток. – Пошел на …. - В порыве гнева, Вовка с силой оттолкнул Николая, стоящего носками на самом краю площадки. Потеряв равновесие, тело накренилось назад, он еще удерживался руками за рубашку Вовки, но парень ударил по рукам, и мужчина кубарем, с шумом полетел по ступеням лестничного пролета. Он упал на нижней площадке, ударившись головой о батарею, потекла кровь. Мария, наблюдавшая за происходящим в открытую дверь, с криком кинулась вниз. А Вовка спокойно зашел в квартиру и завалился на диван спать. Он и думать не стал о случившемся.
Николай не открывал глаза. Мария кричала, просила вызывать скорую помощь, пришел сосед с нижнего этажа, помог перенести его в приехавшую машину.
Николая отвезли в больницу. У него диагностировали черепно- мозговую травму головы, перелом руки, множественные ушибы тела, синяки и ссадины. Через три дня он скончался. Роман порывался пойти разобраться с маленьким недоноском, но мать удержала. Боялась, вдруг Роман прибьет подростка, потом еще сидеть за этого негодяя? А у Ромки двое детей. Нет. Не стоит ломать себе жизнь, отца уж все равно не вернуть. Милиция разбиралась в этом хулиганстве, опрашивая соседей. Но, как всегда: никто ни чего не видел. Мария рассказывала, что это Вовка толкнул Николая и как все произошло на самом деле, но доказательства его причастности к содеянному не было. Вовка отпирался. Свидетелей нет. Светлана же грудью встала на защиту своего сына.
- Да они уже давно зуб точат на моего Володьку, верьте им больше. – Отговаривалась она, - Засадить хотят сыночка моего. А он дома был, спал в это время. У деда просто голова закружилась, вот он и упал. Старый уже человек и больной.
Николая хоронили всем домом. Народу было много. Человек то хороший. Всю жизнь геологом проработал. Много знал, умел, детям во дворе истории рассказывал про далекие земли, привозил из экспедиций камни интересные, показывал свою коллекцию. Пришли бывшие коллеги по работе. Огромная толпа тянулась по улице, за катафалком, и только Светка со своими отпрысками наблюдала траурную процессию из окна. Она отлупила мокрым полотенцем Володьку и шипела на него:
- Поганец! Ты что, в тюрьму захотел. Чтоб не смел мне больше людей трогать, чтоб дома сидел и в рот водки не брал. За что мне такое наказание. Был бы жив отец, он бы тебе показал.
- А что отец, тоже вон от водки сгорел.
- А ты, дурак, как он хочешь? Смотри у меня, отправишься на нары или в драке какой пырнут ножом, узнаешь тогда. – Она еще для верности, помахала перед его лицом полотенцем, - из дома не выходи, не тревожь людей почем зря.
Только наука ее в пользу уже не шла. Вовка страстно желал гулять, запал его кончался быстро, срочно требовался драйв, адреналин, любой кипиж, лишь бы поозорнее и в удовольствие. Душа требовала куража, развязности и хулиганских выходок. Он уже привык жить в хмельном угаре и другой жизни ему не хотелось. Все было постно и уныло. Поэтому, при первой возможности, он сбежал из под домашнего ареста на свободу, и целую неделю куролесил неизвестно где. Появился в доме с подбитым глазом и оторванным рукавом на рубашке. Долго стоял в прихожей любуясь своим отражением, трогая фиолетовый фингал:
- Ну, и рожа! – сам себе удивлялся парень.
Мария окунулась в горе с головой. Она сидела безучастная у окна и держала в руках очки мужа. На столе стояла нетронутая еда.
- Ирина, боюсь я за мать. Сидит все время у окна, есть не хочет, может, заберем ее к себе. – Спрашивал Роман у жены.
- Куда мы ее возьмем. Нас и так четверо в однушке. Давай все продавать и новую квартиру возьмем. Тогда и ей место будет.
На том и порешили. Надо сказать, благое дело так быстро сладилось, что через месяц они уже перевозили мать к себе в просторную трехкомнатную квартиру. Во дворе стояла машина для перевозки мебели и грузчики, покрикивая, выносили вещи во двор, для погрузки в фургон.
Светка ворчала, обходя диван и кресла:
- Ходют и ходют тут, людям покоя не дают. – Она нависла над вещами, как гора, разглядывая, что же там интересного есть, - Заставили своими вещами весь двор, не пройти, не проехать. Что Мария, на новое место жительства перебираешься? – Ехидно продолжала она.
Мария начала вставать со скамейки, желая сказать своей соседке пару ласковых слов на прощание, но Роман, выскочив из подъезда, ловко подхватил мать под руку и повел к машине.
- Пойдем мама, не порть себе нервы зря. Пусть они остаются тут в своей клоаке…
Новый владелец жилья делал ремонт. Полностью обдирал стены от обоев, пол, кафель и выносил к мусорке. Стучал целыми днями, с раннего утра до позднего вечера. Светка начала возмущаться и скандалить, устраивала разборки с мастерами.
- Нет, ты посмотри, жизни от него нету. Голова раскалывается, а он стучит и стучит, стучит и стучит. Когда же кончится это безобразие.
Ее Вовка, встретив нового жильца, решил показать, кто истинный хозяин в этом доме.
- Слышь ты, квартирант. Харе стучать на… надоел со своим ремонтом!
- А то что?
- А то быстро научу, как родину любить, - и он пошел на него с кулаками.
Но молодой человек оказался не робкого десятка, он быстро сам научил наглеца правильно понимать словосочетание «добрые соседи», наградив его огромным синяком и парой хороших оплеух. Перепуганный до смерти юный воспитатель, юркнул к себе в квартиру, и, орал из- за закрытой двери пакостные слова в адрес победителя. Но, услышав настойчивый стук в дверь примолк, дополз до дивана на карачках и принял горизонтальное положение. При встрече с соседом отходил подальше в сторону и молчал. Мать тоже вела себя тихо, предпочитая не вступать в переговоры с буйным соседом. Она уже поняла, что это не спокойный Николай и его добродушная женушка, которая часто выручала ее и деньгами и продуктами. Поэтому решила не будить зря лихо.
Через полгода в драке, Вовку ударили ножом в живот. Неудачно. Светка рыдала, оплакивая своего сыночка.
- За что, господи. Он же ребенок совсем! – Раздавались ее причитания. – Сыночееек мой, жизнь моооя!
Все соседи знали за что, и тяжело вздыхали, радуясь про себя, что теперь наступит время тишины и покоя в их маленьком дворике, где можно будет спокойно погулять с детьми на площадке и поиграть в домино теплыми летними вечерами.
Жить в большом доме, рядом с большим количеством соседей, имеющих разные взгляды и принципы на жизнь, тяжело. Но необходимо уважать друг друга, ценить добрые отношения и стараться урегулировать все начинающиеся конфликты более благоприятным способом. Тогда и жизнь рядом будет всегда спокойной.
А вы как думаете?
Желаю иметь всем вам самых лучших и достойных соседей. Удачи всем!