Найти в Дзене
Дарья Андреева

Чек-лист для онлайн-уроков: пять невредных советов учителю

Оглавление

Онлайн-обучение как вынужденная мера из 2020 года перешло из разряда «испытание» в разряд «возможность». 

Образование еще никогда не было столь доступным как сейчас. Мой опыт преподавания английского языка онлайн включает не только позитивные эмоции и высокую результативность. Пришлось наломать немало дров, чтобы создать все необходимые условия для качественных и интересных дистанционных уроков, и я готова поделиться главными советами.

1. Сходите на свидание к своему компьютеру.

Хорошенько ознакомьтесь с вашим программным обеспечением, а именно с программами для видеоконференций, поэкспериментируйте с функциями просмотра, сделайте пробный звонок «подружке», проведите с ней 5 минут проверки связи. 

Позвоните нескольким «подружкам», чтобы протестировать «дискуссию», если вам предстоят не только индивидуальные уроки, но и занятия с группой. 

Дискуссию с несколькими учащимися, например, лучше всего проводить в режиме "просмотр галереи", так вы сможете видеть более одного ученика одновременно, замечая тех, кто хочет высказаться или ответить. Пусть ваши ученики используют этот же режим, чтобы они могли взаимодействовать друг с другом и видеть, кто ответит на следующий вопрос, и т.д.

Главное здесь максимально имитировать представление целого класса как будто вы на традиционном очном занятии.

Конечно, это означает, что учащиеся должны включать камеры. Поговорите с ними о том, почему это важно, и как бы они себя чувствовали, если бы вы выключили камеру во время занятия.

2. Комментарии.

На онлайн-уроке время, которое мы тратим на организационные моменты, такие как письмо на доске, раздача печатных материалов и т.д. в классе, как будто бы освобождается. Вместо этого мы молча запускаем программы и презентации, что создает паузы «пустоты». На очном занятии учащиеся бы молча наблюдали за вашими действиями, а теперь их нет. Есть только экран с вашим почти не двигающимся изображением со звуками набора текста и щелчков мышкой.

Иногда такой кофе-брейк может заметно затянуться (программа зависнет или интернет). Учащиеся начинают скучать и отвлекаться, а темп урока снижается. Именно в такие моменты самое подходящее время прокомментировать то, что вы делаете:

"Я размещаю ссылку в окно чата. Вы все это видите?"

"Сейчас я поделюсь своим экраном. Вы все можете видеть картинку?"

Эти "преднамеренные комментарии" должны быть структурированы, ясны и хорошо продуманы, так как они очень ценные, поскольку помогают учащимся понять, что происходит, когда вы переходите от одного вида деятельности к другому.

3. Не торопитесь.

На онлайн-уроке много того, что может занять больше времени, чем мы думаем, поэтому помните об этом при планировании и проведении занятий.

На очном занятии группирование учащихся занимает считанные секунды, но организация секций в программе (да, вы можете делить учеников на группы   онлайн!) может занять немного больше времени, особенно при первом использовании функции. Это нормально, и учащиеся должны ожидать этого.

Если вы попросили учащихся использовать новый сайт, инструмент или функцию, дайте им дополнительное время, чтобы сориентироваться, прежде чем они приступят к выполнению поставленной вами задачи. 

Задавая вопросы в ходе дискуссии, предоставьте учащимся дополнительное время на обдумывание своих ответов, прежде чем просить кого-либо ответить. 

Это позволяет избежать любых задержек в подключении, а также дает более слабым учащимся больше времени для понимания вопроса и составления своего ответа. И да, постоянно проверяйте чат: возможно, проблемы с подключением или звуком у вас - это единственный способ сообщить о проблеме, не перебивая учителя. 

4. Не злоупотребляйте работой в группах.

В первую очередь организация и контроль групповой деятельности ложится на плечи учителя. Ко всем проблемам, которые могут возникнуть на очном занятии добавляются еще и технические неполадки. На это уходит очень много внимания, а соответственно сил, поэтому не планируйте такой вид работы на каждом занятии. Себя надо беречь. 

5. Будьте проще.

Существует огромное количество блогов, вебинаров и видеоуроков по использованию разных ресурсов и платформ на онлайн-занятиях. На самом деле их так много, что это может даже немного пугать и отталкивать как учащихся, так и учителей.

Помните, что для хорошего урока иностранного языка - будь то онлайн или очно - не обязательно устраивать парад инноваций. 

Внедряйте всего по чуть-чуть. Если вы действительно хотите интегрировать онлайн-ресурсы (видео, викторины, онлайн-упражнения и т.д.), не забудьте внимательно проверить их, чтобы убедиться, что они подходят и просты в использовании. Кроме того, не забудьте дать своим ученикам время разобраться в том, как использовать любые новые инструменты, и узнать, как работают различные функции.

Онлайн-обучение может быть легким и удобным по обе стороны баррикад, в основе всего - плотная подготовка.

Enjoy your lessons!