В связи с 200-летием со дня рождения великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского, в Год педагога и наставника несколько слов о тех, кто сегодня «сеет разумное, доброе, вечное» в системе российского среднего профобразования, а также получает эту нелегкую, но почетную профессию в колледжах и техникумах страны.
«Во многом основы научной педагогики, дидактики, которыми славится наша система образования, заложены в трудах Ушинского. Он один из первых сказал, что учитель – это не просто человек, передающий знания, это наставник, который своим примером ведёт молодого человека во взрослую жизнь», – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов.
Всего сегодня в России 1178 педагогических коллежей, в которых по 6 программам среднего профобразования учатся 205,2 тысячи студентов.
Из них самая популярная специальность – «Преподавание в начальных классах». По ней обучаются 81,3 тысячи студентов.
По специальности «Дошкольное образование» проходят обучение 80,4 тысячи человек, а по специальности «Педагогика дополнительного образования» – 15,2 тысячи человек.
Профессию коррекционного педагога в начальном образовании выбрали 13 тысяч ребят и «Специальное дошкольное образование» – еще 11,4 тысячи.
Профессиональным обучением будут заниматься 3,9 тысячи выпускников.
Молодые педагоги более чем востребованы практически во всех регионах страны. Выпускники колледжей идут работать в детские сады, школы, организации дополнительного, а также среднего профессионального образования и профессионального обучения.
В прошлом году доля выпускников, работающих по специальности, в целом по стране составила:
- «Специальное дошкольное образование» – 91,1 %;
- «Коррекционная педагогика в начальном образовании» – 88,3 %;
- «Дошкольное образование» – 89,0 %;
- «Преподавание в начальных классах» – 84,7 %;
- «Педагогика дополнительного образования» – 81,2 %;
- «Профессиональное обучение» – 70,1 %.
Это, не считая тех выпускников, кто продолжил свое образование в высших учебных заведениях.
Традиционно, более 90% студентов, обучающихся в СПО по педагогическим специальностям – девушки. Хотя в дополнительном образовании их доля чуть ниже – около 80%, а в профессиональном обучении – 30,9% – там превалируют юноши.
При поступлении на педагогические специальности колледжей в целом по стране средний балл аттестатов абитуриентов колеблется от 4,04 до 4,43 в зависимости от специальности. И лишь на профобучении он чуть ниже – 3,91.
Конкурс по итогам приемной кампании 2022 года на УГПС 44.00.00 «Образование и педагогические науки» составил 3 человека на 1 бюджетное место. Из 117 тысяч ребят, подавших заявление, приняли в колледжи на бюджет 38,6 тысячи юношей и девушек.
Еще 22 тысячи человек пошли учиться на педагогов за счет родителей. При этом конкурс составил почти 2 человека на место.
"Теоретическая жизнь ума образует ум, но только практическая жизнь сердца и воли образует характер", - писал Ушинский. Через практико-ориентированное образование в техникумах и колледжах мы в полной мере следуем этим идеям: не только развиваем профессиональные навыки, но и занимаемся профессиональным воспитанием наших студентов», – отмечает руководитель Института развития профессионального образования Наталия Золотарева.
Высоко мотивированных, хорошо образованных и профессионально подготовленных выпускников ждут в системе среднего профобразования, где трудятся более 237,5 тысяч педагогических работников.
Игорь Плотников, пресс-служба ФГБОУ ДПО ИРПО
http://проф-обр.рф/board/25-1-0-8073