Подходы к работе: что кем движет?
У психологов есть мнение, что цели делают людей несчастными. Я придерживаюсь мнения, что на цели нужно смотреть, как на маяки, которые показывают, в каком направлении плыть. Иными словами, в какую сторону раскрывать свой потенциал. На практике это выглядит так: есть тендерные специалисты, для которых сопровождение клиентов при участии в госзакупках – это просто вид заработка, а есть тендерные специалисты, которые хотят поделиться своими знаниями и приобрести новые. Для них работа – это раскрытие своего внутреннего потенциала.
При этом и первые, и вторые – нормальные и вполне адекватные люди. И те, и другие понимают, что вообще-то надо кормить семью, что хорошо жить – это хорошо, хорошо одеваться – это хорошо, жить в красивой квартире – это хорошо, ездить на дорогой машине – это хорошо. И так далее.
Но один формулирует это для себя, как:«Хочу машину конкретной марки такого-то числа. Для этого мне надо выиграть столько-то определенных закупок», – и начинает впахивать.
И главная проблема тут в том, что пока он впахивает и добивается своей цели, он не счастлив, а напряжен, раздражен и сильно устает. Он сфокусирован на сумме. Он ищет и участвует в закупках, выигрывает и заключает контракты. И каждая новая оплата – это приятная эмоциональная вспышка. Но каждый раз, когда положительный результат не достигнут и оплаты нет, у него возникает напряжение и неудовлетворённость. Я никогда не ставлю никаких предельно четких целей и ничего не загадываю. Просто каждый момент времени делаю лучшее, что могу делать сейчас и «награда» в виде денег, машин и всего прочего как-то сама догоняет. Конечно, общие цели у меня всегда есть, но они не привязаны к конкретным датам и событиям. Эмоциональные вспышки у меня тоже возникают, но уже не из-за оплат и заказов, а от ощущения раскрытия своего потенциала. Решил сложною задачу, решение которой принесло реальную пользу – возникает эмоциональная вспышка. Написал для вас полезный текст – эмоциональная вспышка. Придумал новую бизнес модель для своей компании: люди заняты, всё работает как часы – эмоциональная вспышка. Ещё и деньги приносит? Совсем великолепно! В этом случае напряжённость и неудовлетворенность не тогда, когда нет свежих оплат, а когда уже несколько дней ничего не создавал. У меня как-то так происходит. А у вас какая ситуация? Вы можете возразить, что «если материальных целей не будет, то я обленюсь и совсем ничего не буду делать, только лежать на диване и пить пиво». Да, так действительно может быть, если у человека нет внутренней дисциплины. Опять же, рассмотрим на практическом примере. Хоть лично я этим не занимаюсь, но сейчас многие тендерные специалисты открывают онлайн школы только с целью заработка и смотрят на это, как на обычную работу. Когда они продумывают программу обучения, воронку продаж, пишут тексты, то думают про себя: «Я сейчас работаю. Сейчас ещё немного поработаю и надо будет пойти отдохнуть». А есть те, кто открывает онлайн школу из желания раскрыть свой внутренний потенциал. На внешнем уровне они вроде бы делают то же самое (продумывают, пишут), но в отличие от первых, у них нет в этот момент внутреннего напряжения и ощущения, что они сейчас работают.
В таком состоянии человек может работать по 18 часов в сутки. Ну а я, например, также работаю, решая практические проблемы клиентов, связанные с участием в госзакупках. Совершенно нормально не иметь при этом чувства усталости, а, наоборот, иметь чувство драйва от того, что «вау, сколько я уже полезного и интересного сегодня сделал». Бизнес – это творчество. И война – это творчество. И отношения – это творчество. А те, кто подходит к этому, как к скучной рутине и вынужденной необходимости, обречены на посредственные результаты. Потому что вынуждены конкурировать с теми, для кого это – творчество. Я не могу утверждать, но по моему мнению, Стив Джобс не думал о деньгах, когда сидел в гараже и под LSD изобретал нечто уникальное. Разве под LSD или каким-то другим наркотиком возможно думать о деньгах?
Скорее всего, он просто раскрывал свой творческий потенциал, а компания с капитализацией в 870 миллиардов долларов сама его догнала. Что характерно, сейчас, с уходом Стива Джобса, мы видим, как резко пошла вниз ситуация с креативами в Apple, и, напротив, усиливаются попытки заработать.
Судите сами, Apple уже не такой номер 1, как был раньше. Другие бренды его почти догнали и, скорее всего, скоро перегонят. Вы можете сказать: «я же не Стив Джобс и у меня нет никаких гениальных талантов и внутреннего потенциала. Зато есть ипотека и потребительский кредит, за которые мне нужно постоянно платить, поэтому я и хожу на эту не интересную работу. И единственное, что меня мотивирует – это мои четкие цели». Но такая ситуация – это прямой сигнал о том, что вы явно занимаетесь чем-то не тем. Потому что так быть не должно. Точнее, может быть кардинально по-другому. Я считаю, что определенный внутренний потенциал есть в каждом человеке. Но многие, почему-то, даже не пытаются к нему притронуться. У большинства людей слово сочетание «творческий потенциал» образует мысль: «Это что? Мне картины надо начать писать или на фортепиано играть?». Нет. На самом деле раскрывать свой творческий потенциал можно будучи кем угодно: продавцом на рынке или прорабом на стройке. А можно делать всё тоже самое, заставляя себя и ставя дедлайны.
И в первом случае вы будете счастливым и реализованным, а во втором – напряжённым и загруженным.
Например, у меня есть товарищ, который уже лет тридцать работает официантом в ресторанах и на корпоративных вечерах. Он начинал в начале 90-х годов прошлого века как обычный официант в каких-то затрапезных кафе. Но ему очень нравилась это направление услуг. Он много учился, в том числе и заграницей, и достиг высшего пилотажа.
Сейчас он работает в нескольких элитных ресторанах Москвы и обслуживает корпоративы высокопоставленных чиновников и известных бизнесменов. Одна смена его работы стоит 60 000 рублей, это не считая чаевых, которые порой составляют несколько сотен тысяч рублей за смену. Он одевается в дорогую одежду и ездит на дорогих автомобилях. Но цель, которая им движет – быть первым среди первых в его сфере услуг.
У вас может возникнуть вопрос: «А если я всё-таки нашёл то самое дело, которым я раскрываю свой творческий потенциал, но оно не приносит мне денег. Что делать тогда?». Ну тогда обращайтесь к креативному маркетологу, который сможет вас, как говорится, правильно упаковать.