Найти тему
частные суждения

Политпросвет. Почём нынче коммунизм?

Сразу предупреждаю, что дальше речь пойдёт о политической пропаганде, причём современной и значит заведомо спорной. Кто не любит разговоры о политике — лучше не читайте. Я вас предупредил.

Коллаж взят из сети.
Коллаж взят из сети.

Смотрел я как-то один ролик на ютубе, некоего относительно популярного «коммунистического» (во всяком случае он сам себя так позиционирует) пропагандиста. И вот что зацепило — ближе к концу этот пропагандист говорит: этот ролик сокращённый, в нём не всё сказано, а полная версия лежит на бусте, ссылка в описании, желающие приобщиться — велкам туда. Буст, если кто не в курсе, это платный сервис. В общем, кто хочет пожертвовать денежку малую на дело пролетарской революции, тот может этот сделать. Казалось бы, что тут не так?

Эту и другие подобные картины помнят все советские школьники. Ленин на субботнике лично показывает пример общественно необходимого неоплачиваемого труда.
Эту и другие подобные картины помнят все советские школьники. Ленин на субботнике лично показывает пример общественно необходимого неоплачиваемого труда.

Другой «коммунистический» пропагандист, весьма популярный, поступает ещё проще, вставляя в свои ролики (ну очень революционные) прямую рекламу разных фирм и сервисов. Будучи в детстве советским школьником, мне пришлось учить в том числе определение коммунистического труда:

«…труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма» (Ленин).

Вечное живой Ильич таскает бревно в одиночестве. Должно быть, все его соратники ушли на буржуазные сетевые сервисы монетизировать революцию.
Вечное живой Ильич таскает бревно в одиночестве. Должно быть, все его соратники ушли на буржуазные сетевые сервисы монетизировать революцию.

Есть ли примеры именно такого труда — добровольного, без расчёта на вознаграждение, ради общей пользы, — в нашем современном обществе? Безусловно, есть. Помимо волонтёрства и прочей помощи нуждающимся в ней, чисто коммунистическим, в ленинском определении, является труд тех писателей, что выкладывают своё творчество в свободный доступ. А также труд программистов, создающих свободно распространяемые программы, игры и прочий софт. Труд так называемых «пиратов», которые оцифровывают контент (в особенности редкий) и выкладывают его на некоммерческие ресурсы. Вот эти люди трудятся по-ленински.

Протестантская карикатура на продажи индульгенций. Справа на богато убранном коне сидит некто в красном. Это кардинал в своей алой прозодежде.
Протестантская карикатура на продажи индульгенций. Справа на богато убранном коне сидит некто в красном. Это кардинал в своей алой прозодежде.

А что делают «коммунистические ютуберы»? Сами они считают, что ведут пропаганду, и с этим трудно спорить. Но что конкретно они пропагандируют? На словах — коммунизм. А на деле? Представим средневековую рыночную площадь. Некий католический монах на ней громко проповедует аскетизм и презрение к деньгам. После чего тут же предлагает купить у него индульгенции, гарантирующие отпущение грехов. За деньги. То есть на словах он декларирует одно, но сразу же, не сходя с места, явно демонстрирует нечто прямо противоположное. Те ютуберы поступают в точности также.

Советская карикатура на капиталистов.
Советская карикатура на капиталистов.

На деле эти пропагандисты, декларирующие коммунистические ценности, наглядно показывают своим зрителям, как они на пропаганде зарабатывают. Само по себе это было бы неплохо, если бы они не зарабатывали на пропаганде отказа не только от наживы, но и, по ленинскому определению коммунистического труда, отказа от всякого вознаграждения за труд на пользу общества. Сами они этого бросающегося в глаза противоречия не замечают — неважно, искренне, или нет. Они своим примером учат аудиторию монетизировать протест против эксплуатации. Причём деньги за это они получают либо с аудитории (то есть трудящихся, эксплуатируемого класса, тем самым по-факту усиливая эксплуататорский гнёт), либо с буржуазии, проплатившей рекламу своего бизнеса, что ничуть не лучше, ведь бюджет на рекламу берётся путём повышения цены товара, то есть тоже, по марксистским канонам, выжат из эксплуатируемых народных масс.

Бизнес на протесте, современная карикатура.
Бизнес на протесте, современная карикатура.

Пропагандисты якобы коммунистических ценностей прямо и открыто участвуют в буржуазной эксплуатации, против которой они на словах борются. И что хуже всего, чем успешнее такой пропагандист, тем нагляднее он демонстрирует народу, что «бороться» таким образом (абсолютно безопасным, в отличие от настоящей борьбы за права трудящихся) выгодно. То есть на деле он укрепляет в своей аудитории чисто капиталистический принцип коммерческого успеха любой (хотя бы и с помощью антикапиталистического пиара) ценой. То, как его действия выглядят со стороны, этому пропагандисту, как и любому капиталисту, алчущему прибыли, попросту наплевать.

Любая коммерческая активность в капиталистическом обществе, с точки зрения марксизма, является соучастием в эксплуатации.
Любая коммерческая активность в капиталистическом обществе, с точки зрения марксизма, является соучастием в эксплуатации.

Чем на самом деле занимается такой пропагандист, если оставить в стороне коммерческий аспект его деятельности? Он создаёт у своей аудитории иллюзию участия в борьбе против бесчеловечной эксплуататорской системы. Ничего не делая, просто просматривая «коммунистические» (в кавычках, потому что к ленинскому пониманию коммунистического труда они никакого отношения не имеют) ролики зритель тем самым погружается в иллюзорный мир розоватого информационного шума, никакого практического выхлопа не дающего.

«Почём опиум для народа?»
«Почём опиум для народа?»

Карл Маркс когда-то сказал о религии: «Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа». Опиум в его время считался не столько наркотиком, сколько вполне легальным обезболивающим. Нынешняя сетевая «коммунистическая» пропаганда несёт в точности ту же функцию. Она позволяет недовольным нынешними капиталистическими порядками безопасно и безболезненно сублимировать свой протестный потенциал. То есть эти «красные» ютуберы занимаются продажей (именно продажей, а не бесплатной раздачей) дурмана — только не религиозного, а якобы марксистского.