Фильмы статьи:
Первый фильм и первая часть дилогии - X - эротическая история о съёмках артхаусного порно в глубинке, благодаря усилиям двух местных пенсионеров превращенная в слэшер.
Второй фильм и вторая часть дилогии - Пэрл - классическая история о попытках молодой девушки из провинции покорить мир, но со своим «счастливым финалом».
Дисклеймер:
Пересказ сюжетов не входит в мои планы, как и объяснение всего, что объединяет эти два фильма. Концентрируемся только на том, что раскрывает тему статьи. Для всего остального смотрите кино, если ещё не смотрели. И естественно имейте в виду - статья набита спойлерами.
Героиня первого фильма
Если спросить кого угодно, например, себя, я не шучу, спросите себя прямо сейчас - кто является главным героем фильма «Х»?
Ответ будет однозначен - Максин - фильм даже начинается с крупного плана девушки, настойчиво проговаривающей свою цель - покорить мир. Она главная звезда снимаемого фильма, она единственная выжившая случившейся резни, да и к тому же третий фильм, который намечен на 2023 год, посвящен продолжению ее попыткам покорить мир.
В общем, когда ты заканчиваешь просмотр "X”, то сомнений нет - она главный герой!
Настоящая героиня первого фильма
К нашему счастью в такое восприятие фильма вмешивается «Пэрл».
(пускай скриншоты вас не смущают - Пэрл и Максин на одно лицо)
«Пэрл» является приквелом и рассказывает историю молодости бабули маньячки из “X”. Абсолютно не раскрытая в первом фильме, она обретает для зрителя «плоть» - нам становятся понятны ее жизненные цели, психологические травмы и триггеры, запускающие «неадекват». Она теперь не просто хозяйка фермы, сдающая домик «кинематографистам».
Если с полученными знаниями посмотреть на сцены из первого фильма, то чувствуется, как бабуля начинает доминировать даже в сценах вместе с Максин.
Для примера возьмем две сцены - одну без Максин, другую с Максин.
Первая сцена - первое убийство
Оператор по имени RJ обидевшись на свою девушку, назовем ее Вэнсдей, за спонтанные съемки в порнофильме, ночью в отчаянии и преисполнившись местью, пытается уехать на общей машине, но бабуля Пэрл как бы против, поэтому вонзает в него нож несколько десятков раз. После реалистичного акта жестокости Пэрл встает и довольно долго танцует.
Для нас, не смотревших второй фильм, бабуля просто танцует, потому что выжила из ума и в принципе не в себе. На такую характеристику не влияет даже фраза, оброненная бабулей чуть ранее, мол я танцовщица. Обронила и обронила, это не оправдывает никак такую затянутость - сцена воспринимается как излишняя, не несущая должного смысла и просто безвкусная.
Но для нас, смотревших второй фильм, этот танец очень знаком, он воплощение ее упущенных возможностей, именно его молодая Пэрл танцует в начале фильма, мечтая о карьере и популярности. И сцена, как по волшебству, больше не бессмысленна и безвкусна, на наших глазах ситуация обретает нотку драмы и рождает желание продолжать смотреть на этот гротескный танец столько, сколько потребуется.
В первом примере из-за новых знаний обычная сцена убийства превратилась в переживание прошлого, что сделало танец главнее убийства, а следовательно и Пэрл главнее убийства.
Вторая сцена - съемка порно в амбаре
Максин доит корову, к ней подходит чернокожий незнакомец и спрашивает, где он может найти ее отца. Максин, раздевшись, объясняет ему дорогу во всех подробностях. В конце сцены нам показывают, как Пэрл наблюдает за съемкой и представляет себя на месте Максин, потом мирно уходит.
Как и в первом примере, для не смотрящих второй фильм сцена не представляет интереса, бабуля нимфоманка - это скучно, даже с отсылкой к фильму Триера, хоть и смешно. Улыбнуться можно и с сюжета порно, но на этом все. Правда, есть еще одно чувство, вызываемое ситуацией, но о нем мы поговорим в другой раз.
Видевшие же второй фильм с самого начала сцены понимают, что Максин по факту играет Пэрл. Речь как о порно - одежда и место действия из молодости Пэрл, так и о фильме "X" в целом - Максин - это чуть более реализовавшаяся Пэрл, так скажем воплотившая первую стадию мечты. И это не столько бабуля Пэрл сквозь запотевшие окна представляет себя на месте Максин, сколько зритель сливает эти образы воедино благодаря помощи монтажа. (Вы можете попробовать воссоздать такой эффект, быстро перелистывая фотографии)
Второй пример показывает как бабуля снова начинает доминировать в чужой сцене, и ей даже не пришлось для этого раздеться. Хватило пары секунд, чтоб забрать сцену себе и затмить грудь и вздохи Максин.
Передача титула
Этих двух ситуаций (а в фильме их гораздо больше) уже хватает, чтобы передать титул “Главный герой произведения” бабуле Пэрл.
Нам только кажется, что это история выживших, когда на самом деле это история убийцы. Не зная всей информации, мы неверно интерпретируем происходящее - смотрим на страдания Максин и не придаем значения страданию убийцы.
Самый лучший пример для иллюстрации - сцена, где бабуля ложится в кровать к Максин и обнимает ее.
Все, что нас волнует в этой сцене - как Максин и нам вместе с ней неприятно возлежать со старушкой, а истинный смысл ускользает от нас и прячется в другом фильме. Также поступает и главный герой, создавая тем самым новый пример скрытых главных героев в художественных произведениях.
Отсылки в будущее
Но скрытым главным героем не хотелось бы ограничивать разговор, так как сокрытие рождает еще один феномен - отсылки в будущее.
Сам факт того, что сказанное в первом фильме мы понимаем только посмотрев вторую часть, уже автоматически рождает возможность таких отсылок.
Приведу лишь один пример: в первом фильме скормив блондинку крокодилу, Пэрл говорит мужу: «Не люблю блондинок, ты же знаешь».
Во втором фильме на танцевальном кастинге блондинка обошла Пэрл.
К сожалению, ни скрытый главный герой, ни отсылки в будущее, ни даже прекрасная операторская работа не могут сделать из первого фильма хорошую историю. Но нам сегодня с вами все равно, мы наслаждаемся красотой концепции, а хорошая история есть во втором фильме.
P.S.
Лично я в видеоиграх знаю только один пример скрытого героя. Он концептуально не так интересно подан, как в этом фильме, но он существует. Это первый Life is Strange. История игры - это история Хлои, все в игре крутится вокруг нее, а Максин (прикольное совпадение, да?) лишь способ потреблять эту историю. Хотя в играх такой подход (рассказывать историю не персонажа игрока, а раскрывать людей вокруг него) довольно частый гость, поэтому не знаю, считать ли Хлою прям сокрытым героем или для классической игры это работает по-другому, но будем считать, что да, все-таки статья не про Life is Strange.
Автор: Александр Полутов — разработчик и теоретик видеоигр, сотрудник музея игрового опыта и культурной значимости видеоигр Паттерн Игрока.