Найти в Дзене

О "кирпичах" в школьных портфелях и о здоровьесберегающих образовательных технологиях

Сегодня хочу поставить в статье следующий вопрос: как у нас в образовании могут уживаться «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) и, например, совершенно не сберегающая здоровье учеников проблема сверхтяжелых школьных портфелей (будто "набитые кирпичами")? Поднимем проблему неподъёмных школьных портфелей. Особенно жалуются на тяжесть детских рюкзаков родители, которым приходится носить их за своими детьми в начальную школу. Бабушки, так вообще, отказываются это делать из-за неподъёмности школьных ранцев. Наполненный "под завязку" портфель с учебниками, тетрадями, красками или пластилином, физкультурной формой и пакетиком с едой "для перекуса", может "потянуть" на 5-6 кг при весе ребёнка в 20-25 кг. А ведь это значит, что вес портфеля составляет четвёртую-пятую часть самого ученика. По нормативам портфель должен составлять не более 10 % от веса его хозяина, а по американским норма, так и всего 15 %. В качестве красноречивой иллюстрации приведу здесь аналогию, что ношение
Оглавление

Сегодня хочу поставить в статье следующий вопрос: как у нас в образовании могут уживаться «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ) и, например, совершенно не сберегающая здоровье учеников проблема сверхтяжелых школьных портфелей (будто "набитые кирпичами")?

Проблема тяжелых школьных портфелей острее с каждым годом
Проблема тяжелых школьных портфелей острее с каждым годом

Поднимем проблему неподъёмных школьных портфелей.

Особенно жалуются на тяжесть детских рюкзаков родители, которым приходится носить их за своими детьми в начальную школу. Бабушки, так вообще, отказываются это делать из-за неподъёмности школьных ранцев.

Наполненный "под завязку" портфель с учебниками, тетрадями, красками или пластилином, физкультурной формой и пакетиком с едой "для перекуса", может "потянуть" на 5-6 кг при весе ребёнка в 20-25 кг.

А ведь это значит, что вес портфеля составляет четвёртую-пятую часть самого ученика. По нормативам портфель должен составлять не более 10 % от веса его хозяина, а по американским норма, так и всего 15 %.

В качестве красноречивой иллюстрации приведу здесь аналогию, что ношение в школу четырёхкилограммового портфеля ребёнком равносильно ежедневному переносу взрослым груза в 15-20 кг на то же расстояние.

Что важнее: внедрение "здоровьесберегающих технологий" в школу или решение проблемы тяжелых портфелей, наносящих вред здоровью школьников?

"Здоровьесберегающие технологии" - это комплекс мер по охране и укреплению здоровья детей в образовательном учреждении. К ним относят педагогические, психологические, медицинские программы и подходы, которые обеспечивают безопасный для педагогов и детей учебный процесс.

«Здоровьесберегающая образовательная технология» тем отличается от педагогической технологии, что отвечает на вопрос не "как учить?", а «как учить, чтобы не наносить вред здоровью учеников и учителей?".

Кроме того, согласно ФГОС, школа обязана гарантировать «охрану и укрепление здоровья обучающихся".

Следовательно, от педагогов, при планировании своей работы, требуется учитывать приоритет укрепления здоровья учащихся перед другими задачами. То есть, задумываться о решении проблемы сверхтяжелых школьных портфелей должны не только родители, но и все члены педагогического коллектива.

Для большей значимости поставленной в статье проблемы упомяну,

что укрепление здоровья граждан - вопрос государственной важности. Поскольку, здоровье является показателем благополучия общества.

И отсутствие желания решать проблемы с теми же тяжелыми детскими портфелями можно причислить к сознательному подрыву здоровья молодого поколения, а, значит, и всей нации.

Врачи о проблемах, возникающих из-за ношения школьниками тяжелых портфелей

/Я не врач. В этой статье просто объединила найденную мной информацию по теме, от которой мне самой стало грустно. Если заметите ошибки, подскажите, исправлюсь./

Согласно статистике, последние годы отличаются резким ухудшением здоровья детей: полностью здоровым из школы выходит только каждый десятый выпускник.

Из выявляемых при медосмотрах патологий на первом месте оказываются проблемы опорно-двигательного аппарата.

Чрезмерный вес портфелей становится основной причиной болей в спине и пояснице.

Хирурги обращают внимание, что от здоровья позвоночника, который первым страдает от ношения сверхтяжелого рюкзака, зависит здоровье всего организма ребёнка.

Ношение тяжелых портфелей может привести:

  • к искривлению позвоночника;
  • к плоскостопию;
  • к заболеваниям суставов рук;
  • к другим травмам;
  • к утомлению и снижению работоспособности (успеваемости);
  • к головным болям, нарушению памяти и внимания;
  • к смещению позвоночных дисков.

Нарушение осанки (позвоночник, мышцы и связки) у детей происходит катастрофическими темпами. К выпуску из школы лишь четвёртая часть выпускников не имеют дефектов осанки.

Нарушение осанки может привести к заболеваниям как позвоночника, так и внутренних органов.

  • Грудная клетка сдавлена, не позволяет ни лёгким развернуться в полном объёме, ни сердцу работать в полную мощность, то есть нарушаются дыхание и кровообращение.
  • Другие внутренние органы не могут принять нормальное расположение, из-за чего нарушается работа печени и кишечника.
  • Проблемы позвоночника ведут за собой проблемы с нервной системой, снижение умственной работоспособности, и даже - ухудшение зрения.

По-моему, перечисленные серьёзнейшие нарушения здоровья учеников могут разом обратить в "ноль" все достижения, достигнутые внедрением в школьные программы "здоровьесберегающих образовательных технологий".

Попытки решения проблемы тяжелых портфелей на разных уровнях.

Нельзя не сказать, что о проблеме не знают, например, в Роспотребнадзоре. Этим ведомством выпущено несколько рекомендаций, касающихся допустимого веса детских портфелей, в зависимости от возраста учащихся.

Вот только кто бы соблюдал данные рекомендации?

Вес школьного рюкзака не должен превышать 1/10 веса ребёнка
Вес школьного рюкзака не должен превышать 1/10 веса ребёнка

От родителей и самих учащихся поступают следующие предложения:

  • договориться с соседом по парте и носить учебники по очереди /думаю, что такой договор очень сложно чётко соблюдать/;
  • покупка второго комплекта учебников по каждому предмету /дополнительная финансовая нагрузка на родителей, к тому же - в классах не предусмотрено место для хранения учебников/;
  • обустройство школы индивидуальными шкафчиками для переодевания и для хранения личных вещей /эта проблема также превратилась в "вечную", потому что её решение взваливается на плечи родителей/;
  • проводить обучение по электронным учебникам /этому препятствуют окулисты, и я считаю, правильно. Иначе вновь, решая одну проблему, порождаем следующую/.

Вывод: я не призываю к игнорированию «здоровьесберегающих образовательных технологий» в образовании, но я возмущаюсь - почему бы не начинать заботиться о здоровье детей с уже известных, заявляющих о себе в полную силу, проблем?

И разве непонятно, что весь эффект от внедрения ЗОТ в образовательном учреждении может быть сведён "на нет" из-за ухудшения здоровья детей от ношения тяжелых рюкзаков.

Здоровый ребёнок – главная проблема ближайшего и отдалённого будущего.

Знакома ли Вам или Вашим детям проблема тяжелых школьных портфелей? Как Вы её решали?

#дети #родители #образование #портфели #ранцы #школьныерюкзаки #педагоги #здоровье #образовательныетехнологии #технологииобучения #здоровьедетей #учителя

-3

Эти статьи могут заинтересовать Вас: