Найти тему

В России СНТ могут получить статус населенных пунктов

Вообще‑то федеральное законодательство еще в середине прошлого года открыло такую возможность для всех регионов. Федеральный закон № 312 внес изменения в законодательство, касающееся ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. В частности, разрешил (даже предписал) региональным законодателям разработать условия, правила и алгоритм превращения дачных массивов в поселки или деревни. Первыми такие правила разработали и приняли в Подмосковье. #INJECT_1# Самым простым способом изменить статус является присо­единение СНТ к уже существующему населенному пункту. Однако для этого они должны соприкасаться границами или находиться очень близко друг к другу. При этом площадь дачного массива не должна превышать площадь самого населенного пункта. Еще одним важным условием является характер дачной застройки. Не менее половины домов в садоводстве должны быть зарегистрированы в качестве жилых строений. То есть домов, пригодных для постоянного проживания. В них уже сейчас теоретически разрешена «прописка» по месту жительства (правда, на практике сделать это не так уж просто). Четвертое условие — согласие общего собрания членов СНТ. Кроме того, в подмосковном законе сказано, что создание нового населенного пункта возможно лишь при «соблюдении нормативов градостроительного проектирования Московской области по обеспечению планируемого населения объектами социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры». Иными словами, к планам слияния СНТ и населенного пункта необходимо приложить проект обеспечения нового образования медицинскими, учебными и прочими социальными учреждениями по принятым в регионе нормативам. То же касается и транспортной системы, коммунальной, дорог… Закон Московской области предполагает также возможность создания на базе СНТ нового населенного пункта. Но этот путь практически нереализуем, поскольку СНТ сначала нужно изменить свою природу и стать территорией, «служащей постоянным или преимущественным местом проживания и жизнедеятельности людей», да к тому же имеющей «сосредоточенную застройку в пределах границы, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации». Ну а главное, чего требует градостроительное законодательство от любого населенного пункта, — это генеральный план развития, в котором были бы учтены как актуальные, так и перспективные нужды поселка. Причем соответствующие нормативам: по ширине проездов, площади парковки, размеру общественных зон… Как видно, даже «простой» путь преобразования вовсе не прост. Из текста закона ясно, что областные власти не планируют тратить лишние деньги на обустройство СНТ, а требуют, чтобы они сначала подготовились к объединению, а затем уже претендовали на него. А такая подготовка дорогого стоит с точки зрения и финансов, и времени. В Ленобласти пока не предусмотрели даже таких (будем откровенны, очень гипотетических) возможностей смены садоводческого статуса. По этому поводу даже областная прокуратура выразила обеспокоенность. В адрес депутатского корпуса области направлена настоятельная рекомендация учесть федеральное законодательство и принять региональные правила, аналогичные подмосковным. Ну или придумать собственные (конечно, в рамках федерального градостроительного законодательства, а также законодательства об административном устройстве). Разработка законопроекта, как слышно, начата, но когда она подойдет хоть к кому‑то результату, неясно. Вот вопрос: кому выгодно, чтобы самоуправляемые садоводства, созданные для ленинградцев-петербуржцев, стали полноправными административными единицами области? Местным областным муниципалитетам? У них своих забот хватает. И нет заинтересованности в том, чтобы на них повесили еще и обязанности заниматься обустройством жизни дачных массивов. Тем более что садоводы и без того платят налоги в местные бюджеты — по 0,3 кадастровой стоимости участка земли в год. При этом еще за свой счет занимаются коммунальной инфраструктурой, время от времени получая денежное вспомоществование из бюджета города: на ремонт дороги, строительство водопровода и проч. Может быть, Петербургу хочется избавиться от забот об СНТ, большинство которых создавали предприятия города? Но, если откровенно, не так уж он и заботится о них. Правда, малая толика денег, выделяемых из городской казны, позволяет существовать и распределять эти деньги целому управлению. И плох тот чиновник, который признает, что жизнь может обойтись и без его деятельности. Может быть, новый статус нужен самим садоводам? Практика показывает, что такое возможно… Если в СНТ царит полный раздрай, если группы садоводов не на шутку воюют друг с другом и с правлением, если все обвиняют всех. В хитросплетениях таких отношений не может, как правило, разобраться никто. Даже суды делают это крайне неохотно и противоречиво. И способно ли такое садоводство пройти полный путь подготовки к переходу в новый статус? Ответ на все эти вопросы пока лишь один: хорошо уже то, что появился выбор. Пусть и непростой. Выбор между возможностью совершенствовать свою жизнь собственными организационными и финансовыми силами и согласием отдать власть в СНТ местным чиновникам.