Найти тему
4,2K подписчиков

Камни у нас под ногами. Часть 4-я. Кристаллический гипс

1K прочитали

Гипс – типичный осадочный минерал. В донных отложениях древних морей, а также в прибрежных отложениях современных крупных водоемов, он присутствует в изобилии. Формы и цвета очень разнообразны и зависят не только от мест залегания, но и от примесей других минералов и окислов металлов.

За много лет путешествия по берегам морей, водохранилищ и прочих водоемов я насобирал много килограммов этого минерала, и самых разнообразных форм. Более подробную информацию можно найти в интернете – там ее предостаточно, а я лишь хочу показать то, что лежит в моей коллекции.

Основное место сбора – побережье Азовского моря. Среди камней гипсовые камни не увидеть, пока они сухие. Но стоит им намокнуть, как тут же они «проявляются».

Северное побережье Таганрогского залива Азовского моря
Северное побережье Таганрогского залива Азовского моря

Северный берег моря это в основном глинистые обрывы, и поэтому кристаллы гипса чаще всего окрашены в оранжевый цвет.

Гипс среди камней
Гипс среди камней
Вынутый из глины образец
Вынутый из глины образец
Фрагмент в зоне прибоя
Фрагмент в зоне прибоя
Отмытый образец из глины
Отмытый образец из глины

Южный же берег хоть и состоит из таких же глинистых холмов, но от воды их отделяют широкие песчаные пляжи, поэтому найденный тут кристаллы имеют желтоватую окраску. Также иногда встречаются практически бесцветные образцы.

Образец с южного берега
Образец с южного берега
Образцы из песчаных отложений
Образцы из песчаных отложений
Один из крупных слоистых образцов
Один из крупных слоистых образцов
Образец формы "ласточкин хвост"
Образец формы "ласточкин хвост"

Также по южному берегу встречаются сростки из дисковидных кристаллов, образующие камни размером до кулака взрослого человека.

Сростки дисковидных кристаллов
Сростки дисковидных кристаллов

И совсем редко попадаются кристаллы, именуемые среди коллекционеров «Роза пустыни» - сростки пластиков гипса, причудливым образом сложившиеся в шар, напоминающий бутон розы. В моей коллекции такой экземпляр всего один, и найти его было настоящим счастьем.

Моя "Роза пустыни"
Моя "Роза пустыни"

Кроме того небольшой фрагмент пластинчатого гипса я нашел на склоне крутого холма на Таманском полуострове, вблизи поселка Тамань. Думаю там тоже немало его залегает. Но в тех краях я был проездом, и времени на осмотре местности было крайне мало.

Пластинчатый гипс Таманского полуострова
Пластинчатый гипс Таманского полуострова

Надеюсь в будущем мне еще неоднократно попадутся сростки кристаллов гипса, но уже таких форм, которых у меня нет.

До новых встреч на Канале «Иду за солнцем…». ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и вы узнаете еще много интересного!!! Клик на «палец вверх» и репост в социальные сети приветствуется. Буду рад оценкам и комментариям. СПАСИБО!