В последнее время почему-то часто думаю – как же все-таки хорошо, что перед всем этим была пандемия. Не поймите меня неправильно – гибель и тяжелые болезни людей, безусловно, ужасны, и невероятно жаль, что человечество не смогло их в значительной мере ни избежать, ни предотвратить.
Очень плохо, что недостаточное образование, ограниченный кругозор и слабо развитое критическое мышление для многих и многих людей стали причинами гибели их самих и их родных и близких. И очень плохо, что государственные машины и общественные институты даже в развитых и цивилизованных странах оказались слишком инертными и недостаточно компетентными, чтобы оперативно и адекватно реагировать на угрозу.
Все это – очень печально и скверно, но история с пандемией принесла нам и кое-что хорошее. Без него в текущей ситуации многим из нас пришлось бы куда труднее. Например, именно благодаря пандемии огромное количество людей освоило удаленную работу, чего раньше им и в голову бы не приходило делать. И как раз поэтому они смогли в трудной ситуации уехать, избежать опасности и обеспечить свою жизнь, даже находясь за пределами страны и не зная никаких языков.
Довольно хорошо, что именно в период локдаунов люди освоили непривычные ранее виды связи и передачи информации – научились общаться по видеосвязи, освоили компьютеры и смартфоны даже в очень зрелом возрасте, приспособились к удаленным интервью вместо разговоров в студии. Все это и многое другое значительно расширило возможности людей производить контент, распространять информацию, получать ее и обмениваться ей. А это, в свою очередь, помогло обеспечить адекватной информацией огромное количество людей – и эта информация буквально спасает жизни, поддерживает людей и не дает им предаваться унынию в одиночестве.
Все это сделало мир даже с фактически закрытыми границами куда более открытым и прозрачным, чем прежде, и помогло людям чувствовать себя куда более уверенно, чем могло быть раньше, окажись они в похожей ситуации. Мы буквально видим, что наиболее уязвимыми во всем происходящем оказываются люди, менее всего пользующиеся плодами прогресса и открытости мира, не умеющие пользоваться всеми многочисленными источниками информации, не освоившие навыков удаленного труда и образования.
Наблюдать за этим ужасно, но факт остается фактом – самыми приспособленными к текущим изменениям в мире оказались именно те, кто изо всех сил приспосабливался к изменениям в предыдущие два года. Эти изменения в конечном итоге оказались и спасительными, и утешительными, и, как я думаю, во многом окажутся ключевым фактором в победе добра над злом.