Найти в Дзене
Азбука

Гении книжной иллюстрации. Зденек Буриан

Продолжаем серию материалов о знаменитых художниках и графиках, создавших прекрасные книжные иллюстрации. Ранее мы рассказывали о Кукрыниксах, Григории Филипповском и Павле Бунине. На очереди — Зденек Буриан. Чешский художник и книжный иллюстратор Зденек Буриан хорошо известен за пределами своей родины. В Чехословакии он прославился как великолепный художник — иллюстратор книг для молодежи. В мире, в том числе и России, его знают прежде всего как талантливого палеохудожника, то есть специалиста, реконструировавшего внешний вид исчезнувших растений, вымерших животных и далеких предков человека на основе сохранившихся окаменелостей. Какой путь прошел Зденек Буриан, прежде чем прославиться? В каком стиле он работал? Почему его называют «машиной времени»? Об этом и многом другом читайте в биографии художника. Зденек Буриан родился в 1905 году в моравском городе Копршивнице, который в то время назывался Нессельсдорф и входил в состав Авcтро-Венгерской империи. Вскоре семья перебралась в сос

Продолжаем серию материалов о знаменитых художниках и графиках, создавших прекрасные книжные иллюстрации. Ранее мы рассказывали о Кукрыниксах, Григории Филипповском и Павле Бунине. На очереди — Зденек Буриан.

Чешский художник и книжный иллюстратор Зденек Буриан хорошо известен за пределами своей родины. В Чехословакии он прославился как великолепный художник — иллюстратор книг для молодежи. В мире, в том числе и России, его знают прежде всего как талантливого палеохудожника, то есть специалиста, реконструировавшего внешний вид исчезнувших растений, вымерших животных и далеких предков человека на основе сохранившихся окаменелостей.

Какой путь прошел Зденек Буриан, прежде чем прославиться? В каком стиле он работал? Почему его называют «машиной времени»? Об этом и многом другом читайте в биографии художника.

-2

Зденек Буриан родился в 1905 году в моравском городе Копршивнице, который в то время назывался Нессельсдорф и входил в состав Авcтро-Венгерской империи. Вскоре семья перебралась в соседний городок Штрамберк, в чрезвычайно живописной гористой местности. Зденеку не было еще и десяти лет, когда он начал заполнять свои альбомы пейзажами и зарисовками людей. Он много времени проводил на природе, в лесу, рисовал деревья, стараясь как можно точнее воспроизводить причудливые формы стволов и ветвей. Он наблюдал за собаками и лошадьми, за дикими животными, старался «поймать» в рисунках их стремительные движения. Также он охотно читал книги по географии и этнографии.

-3

Эти увлечения проявились и в его творчестве: прежде всего в нем нашел отражение мир живой природы и разнообразие человеческих типов. Буриану в равной степени были интересны чернокожие жители Африки, туземцы Америки и Австралии, жители Японии и Китая. Он запоем читал книги о путешествиях, обращая пристальное внимание на иллюстрации, сравнивая описания диковинных животных и их изображения. Ему не нравилось, что иллюстраторы того времени весьма произвольно воспроизводили внешность людей, облик животных, мало заботились об узнаваемости и достоверности пейзажей. Вот тогда-то у него и зародилась мечта стать художником-иллюстратором и создавать правдивые и точные изображения природы, разнообразных живых существ. С детства присущее Буриану четкое и тонкое чувство детали стало отличительной чертой его творчества.

-4

Занятия живописью поощряла мать мальчика, Гермина. Ей удалось убедить своего мужа Эдуарда отдать Зденека учиться рисованию. Четырнадцатилетний Зденек Буриан в сопровождении матери отправился в Прагу — поступать в Академию изобразительных искусств. В приемную комиссию входили самые известные чешские художники того времени: Макс Швабинский, Войтех Гинайс, Якуб Обровский и Влахо Буковац. Решение комиссии было единогласным: Зденека Буриана зачислили на второй курс Академии, в класс профессора Якуба Обровского, выдающегося чешского скульптора и графика. При этом профессор сразу отметил обширные познания Буриана в живописи и заявил, что ему «мало чему осталось учиться в Академии».

-5

Во время учебы Буриану пришлось нелегко. Он не нашел общего языка с более взрослыми соучениками и ему не хватало средств к существованию. Юный художник отказывал себе во всем, экономя деньги на краски и кисти. Впоследствии Буриан писал: «Безразличие сокурсников — не самое большое зло. Сложнее терпеть голод. Я до сих пор помню, как стоял перед магазином выпечки и думал о том, чтобы украсть буханку хлеба».

Каждую свободную минуту Зденек тратил на наброски и эскизы, одновременно пытаясь пробиться в узкий круг чешских книжных иллюстраторов, что было совсем непросто. Наконец шестнадцатилетнему художнику улыбнулась удача, и он проиллюстрировал книгу Роберта Стивенсона «Приключения Дэвида Бэлфура» («Похищенный»). Эта работа впервые принесла ему общественное признание. Буриан решил сосредоточиться на работе и бросил учебу в Академии, так ее и не закончив.

-6

Вплоть до 1930-х годов Буриан денно и нощно совершенствовал свое мастерство. В то время он работал преимущественно пером и тушью, а также выполнял рисунки карандашом в оригинальной манере. Также он активно использовал рисунок гуашью, доведя его до абсолютного художественного и технического совершенства. Уже к двадцатипятилетнему возрасту незаурядный талант, профессиональная техника и невероятная работоспособность сделали Буриана самым популярным художником-иллюстратором чешской приключенческой литературы, он был просто завален заказами на иллюстрирование книг о путешествиях и приключениях. Но несмотря на постоянную занятость, Буриан стремился часто бывать на природе, от которой он, по его собственным словам, «заряжается энергией».

-7

За свою жизнь Буриан проиллюстрировал около пятнадцати романов Жюля Верна (и еще к десятку нарисовал обложки), с его рисунками выходили почти все произведения Карла Мая, он оформлял книги Александра Дюма, Уильяма Эрла Джонса, Артура Рэнсома, Джека Лондона, Редьярда Киплинга, Эдгара Райса Берроуза, Даниеля Дефо, Луи Буссенара, Майн Рида, Роберта Льюиса Стивенсона, Фенимора Купера, Джеймса Кервуда, Фредерика Марриета и многих других писателей (в том числе и практически всех чешских). Также он создавал оформление к книгам Александра Пушкина, Николая Костомарова, Лидии Чарской. Он оформил чешское издание книги Ивана Кожедуба «Служу Родине» и создал великолепный комплект иллюстраций к «Плутонии» Владимира Обручева.

Несмотря на огромную загруженность работой, Буриан находил время пополнять свои знания в области этнографии и географии, изучал и другие естественные науки. Все это постепенно приближало его к теме, которая скоро станет основной в его дальнейшей жизни.

В 1932 году в серии «Маленьким читателям» издателя Йозефа Вилимека вышла книга Эдуарда Шторха «Охотники на оленей и мамонтов», проиллюстрированная Зденеком Бурианом. В 1935 году эта книга попалась на глаза доценту кафедры палеонтологии Пражского университета Йозефу Аугусте. Аугуста отметил исключительную способность Буриана изображать с художественной и предметной точностью давно исчезнувшие формы жизни и привлек его к работе над палеонтологическими реконструкциями, предложив написать первые шесть картин на сюжеты первобытной жизни. Позже Зденек Буриан вспоминал: «Йозеф Аугуста пригласил меня домой и предложил мне „реконструировать“ скелет диплодока, травоядного динозавра. Я нарисовал его за двадцать минут... 〈...〉 Профессор остался доволен, и так началась наша совместная работа».

-8

Над палеонтологическими реконструкциями Буриан работал увлеченно. Он перечитывал литературу, относящуюся к древнему миру, консультировался с ведущими специалистами в области смежных дисциплин. Он с головой погружался в далекую историю нашей планеты, жил этим миром, в своем воображении переносился на миллионы лет назад и старался создавать пейзажи, которые выглядели бы написанными с натуры.

Не зря Буриана часто называли «машиной времени». Он обладал уникальным даром представлять далекое прошлое. В результате были созданы 386 картин маслом, 128 работ, выполненных темперой, гуашью и пастелью, 382 карандашных рисунка.

Зденек Буриан умер 1 июля 1981 года, в день открытия своей третьей в этом году персональной выставки. До самой смерти он продолжал трудиться, иллюстрировал книги, сотрудничал с журналами. Творческое наследие художника огромно. Он работал практически без перерыва почти шестьдесят лет — первые его работы увидели свет в 1921 году. Исследователи его творчества подсчитали, что он проиллюстрировал около 460 книг, выполнив для этого порядка 14 000 иллюстраций в разных техниках. Он создал около 600 книжных обложек, примерно 550 текстов, опубликованных в различных журналах, сопровождались его иллюстрациями. Но это еще не все. Буриан проделал титанический труд, создав 1053 отдельные картины маслом, темперой, гуашью и пастелью. Подсчитать же количество небольших рисунков, набросков и эскизов точно, наверное, невозможно.

В родном Копршивнице именем Зденека Буриана названа улица, открытая в 1984 году малая планета № 7867 тоже носит его имя, в названии вида триасского архозавроморфа Augustaburiania vatagini увековечены имена Зденека Буриана и Йозефа Аугусты.

Источник: статья А. Лютикова «Машина времени Зденека Буриана».

Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.