Что ж, на этот вопрос нам ответит Ричард Талер, отец поведенческой экономики....
Вступление, напоминает отрывок из фильма "Игра на понижение" (The Big Short), где так же принимал участие Талер:
Экономический совет заключается в том, "что подарок в натуральной форме (товар или услуга) может быть в лучшем случае таким же хорошим, как подарок наличными, и то только в том случае, если это было что-то, что получатель купил бы в любом случае"
"Вместо этого анализ ментального учета предполагает, что лучшие подарки несколько более роскошные, чем обычно покупает получатель, что согласуется с общепринятым советом (неэкономистов), который заключается в том, чтобы покупать людям то, что они не купили бы для себя. Идея о том, что роскошные подарки могут быть лучше наличных денег, хорошо известна тем, кто разрабатывает схемы компенсации продаж. Когда проводятся конкурсы по продажам, призом обычно является поездка или предметы роскоши длительного пользования вместо наличных.
Пожалуй, самым ярким примером такой практики является опыт Национальной Футбольной лиги в привлечении игроков к участию в ежегодном Pro Bowl (Выставочное соревнование по американскому футболу). Этот матч всех звезд проводится через неделю после Суперкубка, и в течение многих лет у лиги были проблемы с приглашением всех игроков-суперзвезд. Денежные стимулы были слабым побуждением для игроков с семизначными зарплатами. Эта проблема была в значительной степени решена путем переноса игры на Гавайи и включения двух билетов первого класса (один для жены или подруги игрока) и проживания для всех игроков..."
Перевод отрывка из работы Ричарда Талера "Mental accounting matters", глава "Self-control and gift giving"
Какие мы можем сделать выводы?
Если вы хотите сделать действительно хороший подарок, то он должен быть тем, что действительно нужно человеку, и он бы это хотел купить, но не позволял себе из-за самоконтроля.
Например, купить дорогую качественную рубашку. Или дорогие качественные духи.
Так же, стоит помнить, что в каждом конкретном случае при выборе подарка в первую очередь нужно ориентироваться на интересы и увлечения одариваемого.
К примеру, если человек увлекается охотой и походами, то портативная газовая плита может быть гораздо лучше, качественной рубашки.
То есть, подарок должен быть желанной вещью или услугой (пример услуг: абонемент на фитнес или SPA), которая будет нужна, но по каким-то причинам не была приобретена.
Так же, если вы не уверены, что именно необходимо человеку, то лучшим решением будет подарить деньги, которые человек может самостоятельно обменять на то, что ему действительно нужно.
Кстати, подаренные деньги в нашем ментальном учёте попадают в категорию "Непредвиденных доходов" и, как правило, расходуются на предметы роскоши, нежели на предметы первой необходимости (еда, коммунальные платежи), таким образом, цель будет достигнута.
На сегодня всё.
Подписывайтесь на мой канал в Яндекс.Дзен
А так же на мой телеграм-канал.